Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Травля учителей подростками стала печальной реальностью

Как сделать увлечение смартфонами полезным для школьников

Законодатели рассматривают в настоящее время проекты ряда законов, которые, по сути, пересекаются. Законы о защите чести и достоинства учителей, о запрещении детских видеосъемок на уроках, а также о тотальном запрете использования учениками гаджетов на уроках. В частности, предлагается сдача телефонов охранникам или классным руководителям в начале учебного дня на весь период дневного обучения.

 

Что и говорить, проблемы, попавшие в поле зрения законодателей, действительно реальные и серьезные. Травля учителей подростками и даже младшими школьниками (!) — печальная реальность современной школы. Формы этой травли могут быть достаточно изощренными, в частности с использованием современных информационных технологий. Таким образом, буллинг в школе (издевательство над одним из членов классного коллектива) по отношению к детям дополняется буллингом, направленным против педагогов.

В основе этого явления — детское гаджетопоклонничество. Смартфон для многих из них сегодня — аналог языческого идола. Ему буквально поклоняются, обладание навороченным гаджетом является вопросом престижа. Если раньше признаком «крутизны» были модные джинсы или кроссовки, то сегодня это последняя модель смартфона, который играет исключительно важную роль в жизни детей. Настолько значительную, что взрослому человеку это даже трудно представить. Мне известны случаи, когда отъем смартфона у ребенка в качестве наказания за его проступки приводил к попыткам суицида.

Дедушка пятиклассницы со смехом рассказал мне, как утром в пятницу безуспешно пытался поднять ребенка с постели, чтобы внучка не проспала школу. Но после категорического заявления деда о том, что в случае опоздания на занятия она будет лишена смартфона на субботу и воскресенье, ребенок мгновенно вскочил с постели!

Сегодня каждый сам себе режиссер и может с помощью камеры, вмонтированной в телефон, снять любой видеоролик, а затем в фотошопе преобразить изображение по собственному усмотрению. В итоге при злом умысле школьника учителя могут выглядеть на этом ролике весьма неприглядно.

Пару лет назад у меня в школе завелся семиклассник-блогер, чей блог день ото дня набирал рекордное количество лайков. Одно название блога говорило о таланте этого юного гаджетопоклонника. Блог назывался «Тайная жизнь школы». На экране мелькали педагоги с пририсованными половыми органами, в весьма откровенных позах и тому подобная пошлятина. Пресечь деятельность этого блогера путем угрозы удаления из Сети? Но это лишь прибавит ему популярности. Кроме того, ничто не помешает ему создать новый скандальный блог. Что делать?

Я решил затащить его на репетицию своей театральной студии. На этом занятии я показывал детям, как актер работает с лицевой мускулатурой, шевелит носом и ушами, создавая сценические образы. Проще говоря, корчил рожи. Разумеется, парень «незаметно» вел съемку, не отказывая себе в удовольствии выложить в сетях уважаемого директора в столь неприглядном виде. После занятия я попросил его задержаться.

— Ты не думай, что я не заметил твои «тайные» съемки. Должен тебе сказать, что по законам юридическим и человеческим без согласия объекта их делать нельзя. А кроме того, у меня есть к тебе предложение.

— Какое?

— А ты тайно сними свою обнаженную бабушку в ванной и выложи в сети. Получишь тысячу лайков.

Лицо юноши покрылось красными пятнами. Дело в том, что он, по сути, несчастный парень. Родителям до него нет дела, они его бросили. Опекунство взяла на себя бабушка. У парня к ней буквально святое отношение. И когда он представил, что подобная гадость может коснуться его родного человека... В результате поганый блог исчез из сетей.

Да что там говорить о подростках. Уже даже третьеклассники отметились учительской травлей. В силу профессиональной необходимости я регулярно просматриваю видеоматериалы, связанные с психологическим и физическим насилием учителей по отношению к детям. На одном из них в коридоре школы разъяренная учительница избивает третьеклассника. Не правда ли, возмутительное поведение педагога, которого надо немедленно изгонять из профессии и отдавать под суд?

Но я совершенно не знаю, что предшествовало вспышке агрессии учительницы, и усматриваю в этом изощренную манипуляционную режиссуру. Надо было довести учительницу на уроке до такого состояния, а затем, предвидя последствия, начать съемку. Дети — они еще те манипуляторы. Напомню, что речь идет о третьем классе!

Так что же конкретно делать для пресечения подобных эксцессов? И поможет ли в этом деле изменение законодательства? Вопрос непростой.

Дело в том, что смартфон — личная собственность ребенка, покушаться на которую мы не имеем права. Ни школьный охранник, ни классный руководитель не могут обыскивать ученика при входе в школу или в класс. Кроме того, мобильный телефон — оперативная форма связи родителя с ребенком. В большом, переполненном опасностями городе родитель вправе знать, где в данный момент находится ребенок: дошел ли он до школы? не сбежал ли с занятий раньше их окончания? Для ответа на последний вопрос у родителей есть мобильные телефоны классных руководителей. Вот и получается, что в современных условиях без мобильной связи не обойтись. Поэтому не все родители выступят за принудительный отбор гаджетов у детей.

В конкретных условиях решения должна принимать сама школа. К примеру, если управляющий совет школы (а именно он сегодня высшая инстанция в образовательном учреждении) принимает решение о том, что мобильные телефоны сдаются в охрану при входе в учебное заведение или классному руководителю, то так тому и быть. А если нет?

Тогда остается полагаться на квалификацию педагога, его умение так вести занятия, чтобы ребенку даже в голову не приходило отвлекаться на посторонние занятия. К слову, пользование смартфоном может не только порождать, но и гасить возможные конфликты. Например, на уроке литературы предполагается работа с текстом классического произведения, а разгильдяй-ученик забыл текст дома. Тогда вместо нудных и бессмысленных упреков учитель говорит ребенку: «Ничего страшного. Набери в планшете соответствующую главу изучаемого произведения. И мы продолжим работу».

Так гаджет из опасного механизма буллинга превращается в элемент учебного пособия на уроке.

Евгений Ямбург

Источник

150


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95