За последние дни министр просвещения РФ Сергей Кравцов сделал ряд многообещающих заявлений. Например, что до конца 2023 года, объявленного Годом педагога и наставника в России, примут закон о защите чести и достоинства учителей. Еще обещано создать единую систему оплаты труда педагогов с прозрачной системой выплат. Продолжить снижение бумажной отчетности. Престиж учительской профессии будут повышать — например, тем, что начнут снимать хорошие фильмы-сериалы с главным героем -учителем...
Защита учителей в школах и впрямь стала особенно актуальной. Что ни день — то на учителя кто-то из учеников с кулаками набросится (хотя, бывает наоборот), то преследует с угрозами. Намедни в Москве, например, нашумел случай с чеченской семьей, затравившей молодую учительницу из-за оценок. Дошло до того, что в Госдуму внесли проект закона о «защите учителей от травли» — в такой формулировке. А в Челябинской области местный начальник департамента образования дозрел до того, что предлагает ввести должность омбудсмена по защите прав педагога.
Нищенскую зарплату и тотальную занятость называют главными причинами низкой престижности учительского труда. Для того, чтобы сумма выплат «на руки» хоть как-то приблизилась к региональному зарплатному минимуму (который, вообще-то, был гарантирован учителям Майскими указами президента), школьные педагоги отрабатывают по 45 с лишним часов в неделю при норме не более 36 часов. А декларированную свыше систему пяти бумажных отчетов ненавязчиво дополнили онлайн-конструкторы, электронные формы и задания. Пресловутую проверку тетрадей, подготовку к ЕГЭ, ВПРам и контрольным тоже никто не отменял.
- Пока от этих бесконечных школьных перемен нехорошо всем, — говорит мама ученика 6 класса и член родительского комитета Елена Алевтова. — Учителя тоже люди, и когда они не вывозят, перекладывают на других. На детей и родителей, в основном. Вчера мы делали по математике 30 заданий за один вечер. 30! Почти каждый день задают онлайн-тесты по разным предметам. Учителю удобно, а то, что тесты все время зависают, не их проблема. Электронные системы для школы не отлажены, и даже при правильных ответах виснут и не засчитывают их. Вот и сидишь, бьешься с одним тестом минут по 40.... И я, при этом, совсем не виню учителей. Будучи в родкомитете, я вижу, что большинство старается донести знания, но требования к ним непомерны.
Нехватка социальных педагогов и тьюторов еще одна крупная проблема современной школы, года с 2015 взявшей четкий курс на инклюзию. Идея хорошая, исполнение не очень. В регионах, где школы переполнены и до сих пор работают в две смены, требование трех или менее детей с ОВЗ в одном классе не выполняется. Нередко сложных для обучения детей по 7-9 человек. Между тем, даже один не нормотипичный ребенок может существенно осложнить жизнь целого класса.
- Экономические причины низкой социальной значимости учительской профессии не так легко устранить, — считает педагог по русскому языку и литературе, эксперт в области образования Мария Бушуева. — У нас школы имеют различный уровень подчинения и труд учителей оплачивается из разных бюджетов. Единая система оплаты хорошо — но «за чей счет банкет» будет? Пока нигде не поясняется. То же самое с социальными педагогами, которых или вообще нет, или один на несколько школ. Это в их компетенции противодействие буллингу, разбор конфликтов, разрешение спорных ситуаций, взаимодействие с отделами полиции по работе с малолетними. Но ни соцпедагогов, ни тех же тьюторов большинство школ не могут себе позволить. Вешают все на завуча или зама по воспитательной работе. А у них без того дел по горло. Потому что школы на самофинансировании и платить «лишним» специалистам не могут. На родителей тьюторов повесить тоже нельзя, хотя казалось бы, они первые заинтересованны. В итоге, страдают и дети, и учителя, и сами несчастные семьи с «отклоняющимися» детьми.
«МК» тоже много общается с педагогами, читает их паблики. Чаще всего звучат вот такие жалобы. Низкая зарплата — номер один любого рейтинга, невозможно прожить на 18-25 тысяч. Затем «идут» дети, чьи родители никак не уговариваются, чтобы пройти ПМПК (психо-медико-педагогическая комиссия — авт.) А не хотят такие комиссии проходить, потому что можно не только группу обучения по упрощенке получить для ребенка, но и сесть на домашнее обучение. А значит, родитель не сможет работать. Жалоба номер три — бюрократическая. ФГОСы и ФОПЫ (федеральные стандарты образования и программы — Авт), онлайн-курсы повышения квалификации, сертификации, всяческая отчетность. Не становится ее меньше, хоть убейся — так пишут учителя.
Если говорить о более конкретных примерах, это сетования на детей, которые на расстаются в школе с телефонами и не в силах оторваться от них даже во время уроков. Отобрать телефон нельзя, оставить — тоже. И на учеников, которые не хотят работать в школе, дерзят, не учатся и пр.
Для полноты картины, также много историй о том, как зажимают в школах МС (молодых специалистов — Авт.). Из-за чего, а не только по экономическим соображениям, сверкая пятками, молодые бегут из школы. Много тревожных примеров несоблюдения трудовых прав беременных. И сообщений о навязывании классного руководства, назначении в комиссию по ЕГЭ или в наблюдатели, о недоплатах за переработку, вообще, о произволе и дедовщине со стороны школьной администрации.
Которые, порой, принимают даже творческие формы. В одной школе недавно директор заставила учителей сделать и наклеить «интерактивный пол» по всей школе, с разноцветными квадратиками и лабиринтами. В другой учительницам нельзя приходить на работу в «неженственных» кроссовках и балетках. В третьем случае, заставили написать пьесу и сыграть с учениками на сцене спектакль «Суд над инерцией». По физике. И это не говоря о простых и невзыскательных дисциплинарных санкциях учителям: за грязь в классе, за плохие оценки на ЕГЭ и ВПР, за не приход родителей или детей на внеклассные мероприятия. Из новенького — требование к предметникам без классного руководства и первых уроков являться к 8 часам в школу для присутствия на торжественной линейке поднятия флага и исполнения гимна.
Станислава Одоевцева