Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Требовательность с человеческим лицом

Не скучно и эффективно

Среди блестящих отечественных педагогических методик особое место занимает методика, разработанная донецким учителем Виктором Федоровичем Шаталовым (1927-2020).

 

Несмотря на то, что данная методика была разработана и впервые апробирована Виктором Шаталовым еще в начале второй половины XX века, она до сих пор не получила широкого распространения. И все же интерес к ней не угасает. А те ученики, которым все же посчастливилось заниматься с педагогами и родителями, придерживающимися шаталовской образовательной стратегии, показывают более высокие результаты успеваемости, усваивают большее количество знаний, добиваются серьезных профессиональных и научных успехов.

Результативность данной методики – не голословный домысел, а факт, подтвержденный прослеживанием судьбы выпускников учебных заведений, где она применяется (естественно, при должной подготовке педагогов, без принудительного резкого насаждения).

Виктор Шаталов – представитель поколения победителей, защищавшего Родину на фронтах Великой Отечественной войны и восстанавливавшего и развивавшего ее по возвращении в русло мирной жизни. В общей сложности около семи лет провел Виктор Федорович в рядах советской армии. Тяготы военной поры не искорежили его чистую душу, как не смогли сломать характеры большинства ветеранов, при этом взрастили требовательность к себе и окружающим.

Любовь к детям и науке привела Виктора Шаталова в педагогику. В еще юном возрасте он быстро взобрался по служебной лестнице от простого учителя до директора. Однако прямолинейность, правдорубие Шаталова не устраивали начальство. Виктора Федоровича разжаловали из директоров, он снова стал простым учителем. Тогда же он взялся за репетиторство, поставив цель подтянуть отстающих учеников.

Именно репетиторский опыт лег в основу методики, впоследствии экстраполированной на весь образовательный процесс.

До последних дней Виктор Федорович оставался человеком, верным педагогике, а также обладающим независимой гражданской позицией, что выразилось в поддержке им создания ДНР.

Годом старта всесоюзной известности для Виктора Федоровича стал 1971-й. Тогда в «Комсомольской правде» вышла статья другого яркого педагога и журналиста Симона Соловейчика «Метод Шаталова». В ней впервые подробно описывалась разработанная Шаталовым система интенсивного обучения. Автор указал на то, что почти все ученики Шаталова без сложностей поступают в вузы, а многие защищают кандидатские и докторские диссертации.

Кроме школ, методика отлично срабатывает в заведениях среднего профессионального образования, куда нередко приходят ребята, уделявшие недостаточное внимание учебе, которым за короткое время требуется наверстать большой объем знаний.

Принципиальными недостатками традиционной системы образования, согласно Шаталову, являются фрагментарность получаемых знаний и принижение личности, демотивирующее стремиться к совершенствованию. 

Как правило, если ученика спросили на прошлом уроке, его уже не спросят на следующем, и, зная об этом, он может бегло отнестись к изучению темы или вовсе проигнорировать. Однако за неудовлетворительные результаты учеников часто жестко корят и в школе, и дома. А нужно сделать систему образования одновременно эффективнее и мягче, - полагал Шаталов. Как же он этого достигал?

Не обделяя вниманием такие важные образовательные формы, как доклад, дискуссия, экскурсия, просмотр видеоматериала, Виктор Шаталов сделал ставку на опорные конспекты. Опорными они называются, потому что каждый из конспектов является опорой для усвоения знаний по конкретной теме и для нанизывания на полученные новых. 

Максимум информации при минимуме объема – принцип конспектирования.

Главная нагрузка ложится на взрослых, почему, по-видимому, метод и не получил достаточное распространение. Учителю требуется выделить из главы/параграфа ключевые фразы и цифры, сопроводить их рисунками и графиками. Самые важные моменты подчеркиваются и обозначаются запоминающимися символами (опорными сигналами) для активизации ассоциативного мышления. Визуально-графическая форма поспособствует запоминанию.

Если учителя ваших детей не составляют опорные конспекты, это можете делать вы, родители. Внимательно прочитав материал, необходимо вычленить ключевые моменты. Затем кратко изложить главные мысли в том порядке, в каком они записаны в учебнике. После сделать черновой план. Данный план преобразуйте в понятную схему. А целую схему распределите на несколько смысловых блоков, отдельно проконтролировав усвоение каждого из них. 

Постепенно можно приучить детей самостоятельно составлять такие конспекты – им же будет удобнее. И данный вид конспектов исключает тупую зубрежку – важно понимать то, что ты учишь.

Учителя, придерживающиеся метода Шаталова, каждый урок устраивают проверку ранее пройденного материала для повторения и закрепления. Вообще принцип «повторения – мать учения» - один из столпов данной методики. 

Учитель рассказывает новый материал по опорному конспекту, следом быстро повторяет его же еще раз, параллельно записывая схемы конспекта на доску, откуда ученики переносят их в тетради. Дети все заучивают дома. А на следующем уроке пишут проверочную работу. Могут даваться и проверочные по давно пройденному материалу, который тоже должен на базовом уровне остаться в памяти.

Однако обилие проверочных работ не должно запугивать учеников.

Шаталов придумал принцип открытых перспектив. В школах внедряются гласные рейтинги, поощряющие лидеров учебного процесса, однако не принижающие отстающих, которые всегда имеют право исправить ранее полученную плохую отметку и подняться в рейтинге.

Придумывать интересные проверочные работы и поощрять отдельно за их успешное прохождение можно и дома, хоть иногда заменяя такими проверками традиционный отчет о выполнении д/з с практически неминуемой нотацией (которые как раз надо миновать). 

А ежедневный вопрос «Что сегодня получил?» родителям следует поменять на «Что интересного сегодня узнал?». По крайней мере, он должен стоять впереди. Чем больше поддержки и меньше упреков со стороны родителей – тем лучше для ребенка.

Требовательность не равна строгости.

Если проходить темы по опорным конспектам, избегая множества избыточных подробностей, зато твердо усваивая и в ходе проверок закрепляя важнейшие моменты каждого из предметов, можно ускорить прохождение курса (потому-то методика Шаталова названа интенсивной), в результате, либо сдавая экстерном, либо переходя к выполнению олимпиадных и конкурсных заданий, либо, по крайней мере, становясь успевающим учеником. 

Цель методики, таким образом, создать условия для развития способностей каждого ребенка, а не как обычно бывает – сильный ученик не имеет возможности полноценно применить силы, а слабый не успевает усвоить даже минимальный набор знаний.

298


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95