Есть люди, у которых давно сложилось мнение о себе: они себя сами оценивают, сами делают выводы о своих возможностях и достижениях, мнение других их нисколько не волнует. А что если самооценка человека занижена, и он не может трезво судить о себе сам?
К сожалению, какой-то универсальной системы оценивания труда не существует. Это связано с особенности человеческого сознания и восприятия, которое у каждого индивидуально и формирует свою субъективную оценку обо всех предметах и явлениях. Мы можем узнать мнение большинства, проведя голосование, можем узнать мнение авторитетных людей (которых сами же и возвели в этот статус), а узнать настоящую оценку — нет.
Возьмём, к примеру, труд любого ремесленника. При этом не важно, в какой области или сфере он выполняет работу: создаёт оружие, рисует картины, собирает компьютеры или пишет тексты.
Вот создал он нечто прекрасное: меч-кладенец, красивую шкатулку, невероятно красивый пейзаж или огромное публицистическое произведение на социальную тему. Как трезво и, что самое главное, по достоинству оценить это творение?
Некоторые считают, что показатель качества работы, таланта творца и оценку созданного произведения можно измерить деньгами. Но тогда мы получаем уже не какую-то объективную оценку, а оценку конкретного человека — начальника, работодателя, клиентов. Кто-то может работать по блату и спустя рукава, но при этом получать неплохую зарплату. Кто-то может выставить на аукцион своё «произведение» искусства, и некто богатый купит его за миллионы долларов, а другие так и не поймут, в чём суть. Более того, ремесленник с опытом, который, возможно, даже обладает собственным брендом, будет получать явно больше, чем начинающий, даже если его качество работы будет уступать новичку.
Получается, что деньги — понятие тоже субъективное и ничего о творце и качестве его работы сказать не могут.
Другой критерий оценивания — мнение окружающих. На него можно было ещё рассчитывать, когда многие безграмотные, далёкие от науки люди не лезли в чужие дела, а признавали превосходство профессионалов. Тогда одни ремесленники давали свою оценку, советы и комментарии другим ремесленникам. И то, в них могла скрываться зависть, обида, гнев или, наоборот, лицемерное восхищение. Сейчас же, когда комментарий под видео или отзыв в магазине может оставить любой человек, ни о какой субъективной оценке окружающих речи быть не может. Ещё больше усугубляют ситуацию анонимные пользователи, способные написать что угодно во славу троллинга.
Вот так выпадает ещё один критерий. Пожалуй, наиболее субъективный из всех возможных, поскольку строится на мнении людей, да ещё и многих.
Как же тогда узнать ремесленнику, что его произведение — это нечто превосходное и замечательное?
К сожалению, сколь долго не биться над этим вопросом, найти ответ не получается. Единственное, что приходит в голову: научиться для начала трезво оценивать себя самого, а уж потом переходить к оценке своих произведений. Ведь объективной оценки попросту не существует — в наше время уже нет никаких стандартов и критериев для оценки ремесла, особенно творческого. Даже в самой непризнанной картине кто-то может найти смысл, а кто-то не сумеет разглядеть нечто гениальное.
А деньги... Деньги — это вообще не категория и не система мер для ремесленника. Многовековая история тому явное подтверждение.
А в прибавку к ней ещё и крылатая фраза Сирано де Бержерака:
Судьба художника всегда быть оплёванным.
Художник должен быть голодным.
Но кто же всё-таки нарёк его художником?
Роман Морозов