Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Тропинка в прошлое

Как слово отзовется

Утром 22 мая движение в Коломне было частично перекрыто. Редкие автомобилисты не возмущались — с интересом поглядывали на свежих, в белых рубашках служителей порядка и давали задний ход. Белые рубашки толпились у въезда в город, у стен Кремля, где шуршала матовая пленка на пока неопознанном памятнике. Его подножье спешно умащивали плитами свежего газона, пересаживали под палящее солнце нежные фиалки.

Город замер в ожидании гостей.

По пустынному тротуару прошаркала Бог весть откуда взявшаяся старушка:

— Путин, что ли, едет?

— Нет, бабуль, не едет. Это к празднику готовятся!

— Чего за праздник такой?

— Дни Славянской письменности и культуры.

— А…

Скитания азбуки

Летом 863 года солунские братья Константин Философ и Мефодий прибыли в славянское княжество Моравию по просьбе тамошнего князя Ростислава. Ростиславу нужны были проповедники, которые учили бы христианству и отправляли богослужение на родном языке мораван. В то время в церковной литературе и богослужении господствовал латинский язык — по традиции римской церкви. Византийская, напротив, разрешала церковную письменность на других языках. Но такую письменность нужно было сначала создать.

Три года братья работали в Моравии, затем отправились в Рим — к Папе. По дороге заехали в славянскую Паннонию, где князь Коцел дал им 50 учеников. Римский Папа Адриан II одобрил деятельность Константина и Мефодия и разрешил пользоваться славянским языком в богослужении. В Моравию с радостной вестью Мефодий возвратился один — в Риме Константин заболел и умер, приняв перед смертью схиму и имя Кирилл. Однако в Моравии деятельность братьев уже была не нужна. Князь Ростислав умер. Его преемник Святополк славянскую письменность не поддерживал и поощрял богослужение на латинском языке.

Тяжело жилось Мефодию в Моравии. После его смерти учеников обоих братьев выгнали из княжества, а славянскую письменность официально запретили. Верные последователи солунских братьев подались в другие славянские земли — к хорватам и болгарам. В христианской уже к тому времени Болгарии старославянская письменность прижилась наилучшим образом и оттуда распространилась на другие земли.

24 мая, День святых Кирилла и Мефодия и славянской письменности, в Болгарии — радостный праздник. Здесь его начали отмечать еще в 1851 году. Нет ни одного болгарина, который не знал бы о деяниях славянских первоучителей. В годы социалистической Болгарии этот день был даже выходным, отмечался демонстрациями, праздниками, концертами. Потом тон снизили, но литературные конкурсы в школах, фестивали, поэтические вечера — по-прежнему, визитная карточка этого дня

В 1986 году в Мурманске местная писательская организация провела первый «Праздник письменности», а болгарская интеллигенция стала его почетным гостем. Через четыре года в Мурманске установили памятник Кириллу и Мефодию — подарок Болгарии.

С тех пор праздник начал свое шествие по нашей стране. Отмечать его стали еще в конце 80-х (например, в 1989-м — в Великом Новгороде), хотя только в 1991 году он получил официальный статус и имя «Дни славянской письменности и культуры». В разные годы к его встрече загодя готовились разные города. 24 мая в них объявлялся выходным. И хотя у Дней нет определенного сценария, традиционными за 20 лет стали научные конференции по проблемам культуры славянского мира, встречи с писателями, открытые уроки в школах, творческие вечера, концерты, кинопоказы, божественные литургии, Крестные ходы. Но как нет одинаковых городов, так нет и одного сценария.

Дружинницы при параде

В Коломне праздник начался с торжественного открытия памятника Дмитрию Донскому, которого здесь особенно почитают. Именно в Коломне он собрал русские войска и повел их на Куликово поле.

На площади у Маринкиной башни кремля к полудню собралось немало народу. Те, кто пришел сюда осознанно, заполнили первую линию вдоль улицы, сдерживаемую только худенькими девушками-волонтерами. Девушек жалели и за ограничение не заступали.

Наконец, пленку, все это время скрывавшую монумент, сняли, и перед стенами Кремля выплыл конный памятник работы скульптора Александра Рукавишникова. Памятник освятили, и перед ним чинно проследовали «дружина», «русские воины» в доспехах и со стягами… Затем по раскаленному асфальту пропечатали шаг современные войска. Здесь уже все по уставу — начищенные до блеска сапоги, пряжки, белые перчатки.

День равноапостольных святых Кирилла и Мефодия в Коломне по традиции объявили выходным. Накануне в главном соборе коломенского кремля прошла Божественная литургия, за которой следовал Крестный ход, а после — молебен.

Передача вечевого колокола, символа Дней, — еще одна красивая традиция праздника. На этот раз с колоколом расставалась делегация Ханты-Мансийского округа, где проходили празднества в прошлом году. Ровно через год у Коломны примет эстафету другой город. Он, кстати, уже известен — это Тверь.

Да в этот раз из-за непосредственной близости центра торжеств к столице Дни славянской письменности отмечались не только в Коломне. Начались они параллельно, но Москва «загуляла» аж до 1 июня. Как и в Коломне, в День святых Кирилла и Мефодия в Успенском соборе Кремля прошла служба, которую совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, затем Крестный ход, сопровождавшийся колокольным перезвоном храмов на Ильинке, и молебен у памятника Кириллу и Мефодию на славянской площади.

Читающий Арбат

Фестиваль «Читающий Арбат: от чтения к успешному будущему!» — еще одно московское мероприятие, прошедшее в эти праздничные дни. Возможно, оно и не было строго привязано к празднованию годовщины славянской письменности, но тоже проходило во славу Слова…

Впервые фестиваль «Читающий Арбат» стартовал в сентябре прошлого года по инициативе библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева» и Центральной библиотеки № 36 им. Н.А. Добролюбова под девизом «Читать сегодня модно! Читай, Арбат!» Как и в прошлый раз, «Ст.М» активно участвовал в программе.

Московские библиотеки раскинули свои шатры по длине всей пешеходной улицы. А «Ст.М» приютился под одной крышей с лосевской — конечно, напротив дома № 33. Ровно к 12 часам сотрудники библиотеки находились в полной боевой готовности. Тут же потянулись первые любопытные: «Что это у вас?»

Да много чего. Вот хотя бы акция «Собери домашнюю библиотеку». На длинную бумажную «полку», с утра еще пустую, две молодые сотрудницы лосевки наклеивали бумажки с названием книг, которые, по мнению арбатских прохожих, должны быть в каждом домашнем собрании. Через несколько часов и я подошла к уже наполовину заклеенной полке, чтобы внести свою лепту. Если бы это была настоящая домашняя библиотечка, можно было бы подумать, что ее собирала личность со странностями. Человека с такими разносторонними интересами и противоречивыми вкусами в жизни вряд ли встретишь.

Проверить остаточные знания по философии помогали кроссворды, которые придумали сотрудники библиотеки. Одна азартная пара над загадками билась целый час. Зато студент МГУ расщелкал их все, как орешки, за десять минут — польщенные философы задарили его подарками. Подарки доставались каждому, кто подходил к нашему шатру: книга, литературный календарь, альбом… «Только, пожалуйста, читайте», — приговаривали мы, отдавая в руки очередной увесистый том, снабженный экслибрисом библиотеки.

Даже в летнюю жаркую субботу на Старом Арбате нашлось немало книгочеев, которые знают и любят русскую литературу и культуру. Значит, не зря в 863 году солунские братья прибыли в Моравию…

Дарья Чаликова

721


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95