София Коппола из такого рода режиссёров, которые никогда не подводят. Чтобы она ни снимала, её фильмы всегда резонируют у зрителя, критика, в кинематографическом дискурсе сезона. Её новое творение – эксклюзив Apple, над которым трудилась известная независимая студия А24. И это первый полнометражный фильм режиссёра, премьера которого запланирована сразу на стриминговом сервисе (новогодний спэшл с Биллом Мюрреем для Netflix не в счёт). Однако никакой коммерцией или попыткой заработать здесь и не пахнет: «Последняя капля» — предельно личное высказывание автора на тему жизни в браке и непростых отношений с отцом, попутно устанавливающее новую планку качества для продукции «яблочного» сервиса.
Красивая, успешная и чуток замученная жизнью Лаура (Рашида Джонс, чьё внешнее сходство с Софией Копполой трудно игнорировать) проживает в центре Нью-Йорка, воспитывает двух дочек, старшая из которых уже даже ходит в школу, безуспешно пытается написать книгу и старается при всём при этом оставаться образцовой женой. Дин (Марлон Уэйанс, которого мы привыкли видеть в более комедийных образах) – идеальный муж: стройный, харизматичный, любит детей, обожает жену, ведёт ответственный бизнес, из-за которого ему приходится часто путешествовать по миру и видеться с различными клиентами. После его очередной командировки Лауре кажется, что Дин как-то изменился, а точнее она начинает подозревать, что он ей с кем-то изменяет…
Эта мысль глубоко поселяется в её голове и не даёт покоя. Но она там не задерживается надолго – вы же знаете женщин: если их что-то гложет, им нужно срочно с кем-то этим поделиться. Не совсем осознанным движением руки она в итоге набирает телефон своего отца Феликса (Билл Мюррей), того ещё донжуана и кутилы, которого телефонный звонок застаёт за завтраком в Париже. Лаура уже начинает раскаиваться, что зря позвонила, но Феликс, выслушав подозрения дочки, констатирует, что им надо встретиться и всё тщательно взвесить – он как раз совсем скоро прилетает в Нью-Йорк.
Феликс – образцовый «плохой» хороший отец. Он из тех дедушек, которые учат малышню тасовать колоду карт, блефовать и включают им «Во все тяжкие». Из тех отцов, которые могут годами не интересоваться жизнью своих дочек и делать вид, что всё это очень даже естественно. А ещё он такой отец и дедушка, который всем сердцем любит своих девчонок и готов мир перевернуть ради каждой из них. Игра Билла Мюррея в этом фильме чарующе умиротворяющая и успокаивающая, он здесь словно олицетворение душевного спокойствия, магическим образом передающего его с экрана зрителю во время просмотра. Мы уже почти 40 лет любуемся Биллом Мюрреем, но Софии Копполе снова удаётся заставить нас влюбиться в этого невероятного актёра.
Вообще сюжетно «Последняя капля» очень простое и незамысловатое кино: подозревающая мужа в измене жена объединяется со своим папой-плейбоем, и они начинают шпионить за объектом подозрения. В принципе, весь сюжет. Однако куда важнее, что происходит вокруг так называемого «сюжета». Во-первых, возьмём чисто визуальное восприятие: то, как Коппола показывает Нью-Йорк, в частности ночной, повергнет в зависть самого Вуди Аллена. К этому добавляется аудио-портрет города из бурлящей уличной жизни, не стихающих клаксонов, сирен и грохота выхлопных труб. Мы словно попадаем в нью-йоркский вариант «Элитного общества», но так и не проникаем в его богемную жизнь, оставаясь непричастными туристами, с открытыми ртами любующимися небоскрёбами и пульсацией ночного мегаполиса.
Во-вторых, мы постоянно оказываемся вокруг бесед Лауры и Феликса. Поднимается вечный вопрос – «Может ли одна женщина удовлетворить мужчину?». Обсуждать тему моногамии в ресторане с человеком, который не может удержаться от комплимента официантке (бывшей балерине Большого театра, между прочим), очень тонкий ироничный ход от Копполы, вокруг которого и выстраивается диалоговая структура фильма. Феликс никогда не мог устоять перед женщинами, из-за чего и вынужден был развестись с мамой Лауры, хотя и продолжая её любить. Лауре же непросто даётся понимание, почему мужчинам так сложно любить одну и оставаться ей верной до конца. Отсюда беседы гарцуют в сторону осмысления токсичной маскулинности, заветов брака и взрослой жизни как таковой. Другими словами, «Последняя капля» — кино предельно жизненное, отчего невероятно искреннее.
Как и в лучшей по сей день работе Копполы, «Трудностях перевода», её новая картина отчасти автобиографична – возраст главной героини и режиссёра примерно схож, социальный статус, творческая профессия, семейная жизнь и набор сопутствующих кризисов – скорее всего, совпадают так же достаточно близко. И нужно иметь огромный талант, чтобы собрать все свои переживания, свой созерцательный опыт жизни, тревоги, которых раньше не было, и образовать из всего этого столь простое, приятное, лаконичное кино, завораживающее своей теплотой, мудростью и душевностью. Пусть «Последняя капля» — не новая вершина для Софии Копполы, этот фильм всё же лучше львиной доли работ других режиссёров за последний год. А ещё кино, которое всем нам жизненно необходимо прямо сейчас.
Вадим Богданов