Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Трудности замужней жизни

Рецензия на фильм Софии Копполы «Последняя капля»

София Коппола из такого рода режиссёров, которые никогда не подводят. Чтобы она ни снимала, её фильмы всегда резонируют у зрителя, критика, в кинематографическом дискурсе сезона. Её новое творение – эксклюзив Apple, над которым трудилась известная независимая студия А24. И это первый полнометражный фильм режиссёра, премьера которого запланирована сразу на стриминговом сервисе (новогодний спэшл с Биллом Мюрреем для Netflix не в счёт). Однако никакой коммерцией или попыткой заработать здесь и не пахнет: «Последняя капля» — предельно личное высказывание автора на тему жизни в браке и непростых отношений с отцом, попутно устанавливающее новую планку качества для продукции «яблочного» сервиса.

Красивая, успешная и чуток замученная жизнью Лаура (Рашида Джонс, чьё внешнее сходство с Софией Копполой трудно игнорировать) проживает в центре Нью-Йорка, воспитывает двух дочек, старшая из которых уже даже ходит в школу, безуспешно пытается написать книгу и старается при всём при этом оставаться образцовой женой. Дин (Марлон Уэйанс, которого мы привыкли видеть в более комедийных образах) – идеальный муж: стройный, харизматичный, любит детей, обожает жену, ведёт ответственный бизнес, из-за которого ему приходится часто путешествовать по миру и видеться с различными клиентами. После его очередной командировки Лауре кажется, что Дин как-то изменился, а точнее она начинает подозревать, что он ей с кем-то изменяет…

Эта мысль глубоко поселяется в её голове и не даёт покоя. Но она там не задерживается надолго – вы же знаете женщин: если их что-то гложет, им нужно срочно с кем-то этим поделиться. Не совсем осознанным движением руки она в итоге набирает телефон своего отца Феликса (Билл Мюррей), того ещё донжуана и кутилы, которого телефонный звонок застаёт за завтраком в Париже. Лаура уже начинает раскаиваться, что зря позвонила, но Феликс, выслушав подозрения дочки, констатирует, что им надо встретиться и всё тщательно взвесить – он как раз совсем скоро прилетает в Нью-Йорк.

Феликс – образцовый «плохой» хороший отец. Он из тех дедушек, которые учат малышню тасовать колоду карт, блефовать и включают им «Во все тяжкие». Из тех отцов, которые могут годами не интересоваться жизнью своих дочек и делать вид, что всё это очень даже естественно. А ещё он такой отец и дедушка, который всем сердцем любит своих девчонок и готов мир перевернуть ради каждой из них. Игра Билла Мюррея в этом фильме чарующе умиротворяющая и успокаивающая, он здесь словно олицетворение душевного спокойствия, магическим образом передающего его с экрана зрителю во время просмотра. Мы уже почти 40 лет любуемся Биллом Мюрреем, но Софии Копполе снова удаётся заставить нас влюбиться в этого невероятного актёра.

Вообще сюжетно «Последняя капля» очень простое и незамысловатое кино: подозревающая мужа в измене жена объединяется со своим папой-плейбоем, и они начинают шпионить за объектом подозрения. В принципе, весь сюжет. Однако куда важнее, что происходит вокруг так называемого «сюжета». Во-первых, возьмём чисто визуальное восприятие: то, как Коппола показывает Нью-Йорк, в частности ночной, повергнет в зависть самого Вуди Аллена. К этому добавляется аудио-портрет города из бурлящей уличной жизни, не стихающих клаксонов, сирен и грохота выхлопных труб. Мы словно попадаем в нью-йоркский вариант «Элитного общества», но так и не проникаем в его богемную жизнь, оставаясь непричастными туристами, с открытыми ртами любующимися небоскрёбами и пульсацией ночного мегаполиса.

Во-вторых, мы постоянно оказываемся вокруг бесед Лауры и Феликса. Поднимается вечный вопрос – «Может ли одна женщина удовлетворить мужчину?». Обсуждать тему моногамии в ресторане с человеком, который не может удержаться от комплимента официантке (бывшей балерине Большого театра, между прочим), очень тонкий ироничный ход от Копполы, вокруг которого и выстраивается диалоговая структура фильма. Феликс никогда не мог устоять перед женщинами, из-за чего и вынужден был развестись с мамой Лауры, хотя и продолжая её любить. Лауре же непросто даётся понимание, почему мужчинам так сложно любить одну и оставаться ей верной до конца. Отсюда беседы гарцуют в сторону осмысления токсичной маскулинности, заветов брака и взрослой жизни как таковой. Другими словами, «Последняя капля» — кино предельно жизненное, отчего невероятно искреннее.

Как и в лучшей по сей день работе Копполы, «Трудностях перевода», её новая картина отчасти автобиографична – возраст главной героини и режиссёра примерно схож, социальный статус, творческая профессия, семейная жизнь и набор сопутствующих кризисов – скорее всего, совпадают так же достаточно близко. И нужно иметь огромный талант, чтобы собрать все свои переживания, свой созерцательный опыт жизни, тревоги, которых раньше не было, и образовать из всего этого столь простое, приятное, лаконичное кино, завораживающее своей теплотой, мудростью и душевностью. Пусть «Последняя капля» — не новая вершина для Софии Копполы, этот фильм всё же лучше львиной доли работ других режиссёров за последний год. А ещё кино, которое всем нам жизненно необходимо прямо сейчас.

Вадим Богданов

Источник

238


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95