Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Трудный возраст

Записки мамы четверых детей из серии «Одиночество мне не грозит»

«Подросток – это, образно говоря,
цветок, красота которого зависит
от ухода за растением.
Заботиться о красоте цветка
нужно задолго до того,
как он начнёт цвести».

В. А. Сухомлинский

Всё началось с причёски. Мой старший сын категорически отказался её менять, а ведь последний раз он подстригался перед началом учебного года.

А с недавних пор короткой стрижке предпочитает на своей голове давно потерявшую форму копну в виде разлетающихся в разные стороны кудряшек. Стоит еще отдельно описать Егоркин чуб, о котором мастер тётя Лена сказала, что таких густых волос она ещё не встречала в своей практике. Секрет, на самом деле, очень прост – сын, не переставая, накручивает чуб на пальцы, от чего волосы засаливаются и превращаются в таинственную загадку для парикмахеров.

Психологи непременно обратят на этот факт внимание. И будут правы. Всё одно к одному.

И теребление чуба, и показной отказ от стрижки красноречиво указывают о болезненном переживании Егором подросткового кризиса.

На мой взгляд, удивительно точно подростковый возраст определил американский психолог Грэнвилл Стэнли Холл, назвав его периодом бури и натиска. Именно образ бури мне представляется каждый раз, когда я смотрю на неопрятную шевелюру своего сына, которого по современным меркам и подростком-то уже нельзя считать с учётом того, что ему совсем скоро исполнится шестнадцать лет. По внешнему виду этому «дяде», под два метра ростом с небольшими усиками и проклевывающейся бородой, легко можно дать и все восемнадцать.

Современные психологи отмечают смещение возрастных границ. На сегодняшний день подростковый возраст начинается в десять лет, а заканчивается в пятнадцать. Следующий возрастной период — ранняя юность — до семнадцати. Затем — поздняя юность — до двадцати одного-двух лет. И дальше — очень короткая молодость — до тридцати.

И тем не менее у Егора налицо переживание им периода, характеризующегося тем, что молодой человек при достаточном физическом потенциале не вполне освоил те компетенции, которые позволили бы ему войти во взрослую жизнь бесконфликтно.

Подростковый период протекает двумя разными путями. У своего подросшего чада родители могут наблюдать либо «кризис независимости» с проявлением невероятного упорства, негативизма, своеволия, обесценивания взрослых, ревностного отношения к своим вещам, своему внешнему виду, либо «кризис зависимости» с полным послушанием, с доверительными разговорами, с зависимостью от старших или более сильных, с регрессом к старым интересам и формам поведения.

Егор, на мой взгляд, плавно движется примерно посередине между этими двумя путями. В нём уживаются упорство, своеволие, ревностное отношение к своим вещая и своему внешнему виду с глубокой душевной привязанностью ко мне.

Как же родителям в такой трудный период жизни помочь своему ребёнку, который перестал быть ребёнком, а стал подростком?

Как определить, что является нормой в поведении подростка, а что — отклонением?

По мнению психологов, это можно сделать по внешним признакам проявления кризиса. Например, в рамках нормы считается умеренное стремление к самоутверждению и отстаиванию равных прав со взрослыми. При отклонениях все действия приобретают ярко выраженный, показной характер.

Не стоит беспокоиться, если противостояние взрослым связано со стремлением доказать свою самостоятельность и независимость. Но нужно обязательно обратить внимание на противостояние, переходящее в открытую враждебность. Важно то, что в норме негативные реакции такие же, как и у большинства сверстников - они эпизодичны, зависят от ситуации, легко поддаются коррекции. Если же негатив проявляется постоянно, в грубой, резких и интенсивных формах, а попытки разрешить противоречия воспринимаются «в штыки» – стоит бить тревогу.

Исследование российских психологов выявило интересную закономерность – нет прямой зависимости между материальным благополучием и психологическим благополучием человека. Более того, данное исследование демонстрирует разрыв между объективными условиями жизни человека и его субъективным благополучием. Как раз этим расхождением может быть обусловлено отсутствие взаимопонимания между родителями и подростками. Зачастую родители выкладываются, чтобы обеспечить материальное благополучие своих детей (путешествия, модный гардероб, гаджеты), забывая о том, что психологическое благополучие обеспечивается этим материальным компонентом лишь частично.

Из чего же складывается психологическое благополучие подростка?

Наиболее важными для подростков являются такие сферы, как отношения с родителями, школьные события, удовлетворенность своей внешностью. Напрямую психологическое благополучие зависит от позитивных отношений со значимыми людьми (родителями, родными, друзьями, педагогами).

Никто не отменял терапию маминой любовью. Полное принятие своего чада, совместное времяпровождение с ним, искренняя вовлеченность в мир его интересов, разговоры «по душам», помощь в поиске и развитии сильных сторон его личности, реализации её потенциала – всё это повышает самооценку подросшего чада, вселяет уверенность в себе.

Подростку важно давать широкую область поиска собственных целей и смысла жизни, но ничего не навязывать.

Особое значение приобретают те события в жизни, где подросток делает шаг вперед в своем личностном, социальном и познавательном развитии. В ощущениях «красоты слова, музыкальной мелодии, художественного образа, красоты и благородства жизненных явлений или идеи произведения изобразительного искусства, художественной литературы» воспитывается тонкость и чуткость юной души.

Психологическое благополучие тесно связано с возможностью действовать своеобразно своим убеждениям и способностью ответственно управлять своей жизнью. Это то, к чему мы все стремимся — чтобы подросшие дети взяли на себя ответственность. Её необходимо передавать уже с трёх-четырёхлетнего возраста, начиная с уборки игрушек и постели, с принятия пищи, одевания/раздевания, гигиены. В начальной школе — с ответственного отношения к выполнению заданий. В подростковом возрасте — с ответственного выбора друзей, романтических отношений и, наконец, с выбора профессии.

Исходя из нехитрых наблюдений за внешним поведением подростка, взрослые вполне способны определиться с тем, нуждается ли он в профессиональной помощи. Нет ничего зазорного в том, чтобы в трудных жизненных обстоятельствах обратиться за помощью к психологу.

Нельзя не согласиться с утверждением выдающегося педагога В.А. Сухомлинского, что в детские годы не может быть лёгкого и бесхлопотного воспитания.

Речь идёт от тонкости, сложности духовного мира ребёнка. Она не дается природой, она только воспитывается.

В подростковый период ребёнок берёт с собой всё хорошее, приобретённое в детстве. И это хорошее, словно латы, будет всё время защищать его, находящегося «под прицелом» различных неблагоприятных жизненных условий.

Мария Кулыванова

322


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95