Как-то в школе на уроке русского языка нам рассказали об одном любопытном языковом явлении. До чего же пришлось удивиться, когда на следующем уроке (информатике) нам рассказали об этом же самом явлении.
И там, и там речь шла о палиндромах.
Палиндром — это нечто такое, что может быть прочитано слева направо и справа налево одинаково и без потери смысла. Говорю «нечто такое», так как палиндромами могут быть и слова, и предложения, и числа. То есть любая последовательность знаков (букв или цифр).
В информатике интерес к палиндромам ограничивается лишь программисткой задачей их поиска. В частности, от нас на том уроке требовалось написать или предложить схему программы, занимающейся поиском этих самых палиндромов. Одна из классических задач начального уровня.
И если с цифровыми палиндромами всё более-менее понятно, то палиндромы в языке — явление довольно редкое.
Проще всего со словами. Их много и может быть ещё больше, если призадуматься.
Несколько примеров: довод, кабак, шалаш, око, дед, казак…
Труднее с предложениями или словосочетаниями. Вот где настоящая задачка для любопытствующих исследователей языка. Весьма трудная задачка, так как большинство палиндромов-предложений уже известны.
Приведём несколько наиболее известных:
– А роза упала на лапу Азора
– Коту тащат уток
– Кит на море романтик
– На доме чемодан
– У лип Лёша нашёл пилу
– Уж я веники не вяжу
Думаю, может ставиться вопрос об «открытии» и поиске новых палиндромов, на подобии поиска новых галактик в астрономии, новых элементов в химии или новых простых чисел в математике.
Палиндромы существуют, разумеется, и в иностранных языках. К примеру, в английском языке один из самых известных палиндромов таков: Madam, I’m Adam
Известен даже и квадрат-палиндромов — переплетение латинских слов, которые образуют многомерный палиндром.
S A T O R
A R E P O
T E N E T
O P E R A
R O T A S
Правда, хоть каждое слово и значимо, их последовательность образует бессмысленное предложение: «Сеятель Арепо держит колёса в деле».
Палиндромы — необычное проявление гармонии языка. Возможно, образование таких языковых структур показывает самодостаточность языка, его способность к самоорганизации.
В любом случае, это красиво.
При подготовке были использованы материалы следующих книг:
"Знаем ли мы русский язык?" М.Д. Аксёнова