Элегантно и по-деловому свой 98-й сезон открыл Театр имени Вахтангова. На сборе труппы, проходивший на Новой сцене, с избытком поздравляли награжденных, вовсю цитировали великих и держали интригу. С подробностями из театра со старого Арбата — обозреватель «МК».
В зале аншлаг, как на модной премьере. Актерский состав явился практически полностью (из 113 человек только шесть не почтили своим присутствием сбор без уважительной причины), а остальные, включая цеха, здесь. В первых рядах «иконостас» Вахтанговского — Лановой, Максакова, Этуш, Купченко, Федоров, Кузнецов. Иконостас, замечу, активно работающий. Кому не хватило мест, стоят по стенам.
Замечу, что все сборы всех театральных трупп похожи, как счастливые семьи, — обнималки-целовалки, поздравлялки, объявлялки планов на новый сезон. В этом смысле Вахтанговский мало чем отличается от других. Но имеется разница в деталях, а они, как известно, решают все. Вот, скажем, поздравления с какой-нибудь датой (днем рождения, званием, выслугой лет) сопровождаются вручением цветов — их, как правило, выносят администраторы. В Вахтанговском их отличившимся раздает сам Римас Туминас, и с него корона не падает. И такая человеческая деталь, для многих руководителей совсем не существенная, многое объясняет: здесь политика человеколюбия, а не просто человекоиспользования.
Сбор вахтанговцев четко делится на две части — деловую и художественную. Обе отлично подготовлены. Директор Кирилл Крок за девять с половиной минут на экране предъявляет статистику прошлого сезона — впечатляет: в Москве за сезон на пяти сценах вахтанговцы сыграли 832 спектакля, их посмотрело 288 тысяч зрителей, на гастролях в России и Европы сыграли 55. Из строительных достижений — на Исторической сцене демонтирован старый осветительный мостик (в статусе памятника, руками не трогать!) и сделан новый выносной софит с новейшим оборудованием. Отремонтирована вторая часть фасада Симоновской сцены, а в ее Камерном зале увеличен угол наклона зрительного зала — теперь великолепный обзор. Театру безвозмездно переданы архив и домашняя обстановка рабочего кабинета из квартиры одного из основателей театра Бориса Щукина. Урожай государственных и ведомственных наград (ордена, грамоты, звания) получают более 30 человек, и не только артисты. Этуш вообще в этом году стал полным кавалером госнаград. И, наконец, о низком — о средней зарплате в Вахтанговском: 113 тысяч 200 рублей. Тут, как говорится, немая сцена. На фоне такой информации меркнет даже будущий гастрольный маршрут: Китай, Эстония, Латвия, Тель-Авив, Сургут, Казань, Милан, США, Канада, Венгрия, Париж, Стамбул. Однако всех на Землю возвращает худрук.
— Все, кончился праздник, — объявляет Туминас. — Кто остался без наград — скажите, мы постараемся. Хотел анализировать прошлый сезон, но сам себя наказываю за ошибки. Так что будем вносить коррекции, и от каких-то спектаклей придется отказываться. Новые будут — такова жизнь. Лев Толстой выразил вечную боль человека и размышления о смерти и жизни, о войне и мире, о боли Земли — в этом кроется незримая сторона красоты. Хаос в умах, в мире, наступают очень тревожные времена, потому нам никак нельзя терять надежду. Нам надо быть терпеливыми и, главное, учиться вкусу, чем мы грешим. Ведь спектакль разваливается, становится ранимым, потому что мы не воспитываем вкус.
Из вышесказанного следует, что сам Туминас начинает работу над «Войной и миром». А потом — над «Маленькими трагедиями» Пушкина, в которых главную роль (кого — не говорит) исполнит Людмила Максакова (Моцарт, Сальери, Скупой рыцарь?). Римас цитирует завещание Родена («Манерный, напыщенный стиль, обращающий на себя внимание, — это скверно. Стиль только тогда хорош, когда о нем забываешь»). И Гёте — из «Фауста» («Но не ищи высоких званий: Стал человеком — и желаний. Нет боле: нечем больше быть»).
Судя по новостям о планах на новый сезон, можно сделать вывод, что в Вахтанговском наши режиссеры будут конкурировать с варягами. Буквально один за другим сюда приезжают два итальянца — Лука де Фуко (пьеса Эдуардо де Филиппа «Суббота, воскресенье, понедельник») и Джорджио Нагати из театра «Пикало ди Милана» (пьеса «Новая квартира»). А французский режиссер Алеман Эрвю-Леже в ноябре возьмется за «Двойное непостоянство» Мариво. Евгений Арье из Израиля вместе с композитором Фаустасом Латенасом к 100-летию Вахтанговского будут делать «Дибук». Из русских же режиссеров названы Антон Яковлев, Екатерина Симонова, Андрей Максимов, Эльдар Трамов, Михаил Цитриняк. Последний представит на сцене труднопредставляемое — русские былины.
Однако главную интригу Туминас как опытный игрок приготовил на финал. «Дон Кихота» начнет репетировать Юрий Бутусов, — сообщает он и добавляет: — После переговоров Бутусов дал согласие прийти в Вахтанговский на должность главного режиссера».
От неожиданности зало дружно выдыхает «о-о-о!!!», но после зависшей паузы звучат робкие голоса:
— Что это значит?
— Объясните.
— Вы уходите, что ли?
— Никуда я не ухожу. Я остаюсь художественным руководителем, — успокаивает Римас. — Но думаю, что этот бунтарь не даст нам очутиться в классической ситуации, не даст окаменеть, любоваться собой, классическими манерами в поисках правды. Но нам опять же предстоит искать фантастический реализм в будущем репертуаре. Там, где проглядывается игра, свет, гармония. Для этого вам нужно быть здоровыми, в хорошем настроении. И прошу вас, думайте уже сейчас о столетии театра.
Автор: Марина Райкина