Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Турецкий рок

(записки на манжетах любителя)

Помните расцвет русского рока, в середине 90-х и начале 00–х? Это была музыка, не имеющая аналогов, не похожая ни на одно зарубежное направление. Музыка, которая отражала исторический перелом в судьбах народа, страны, государства. Это ведь даже и роком вовсе не было. Несмотря на свой совсем юный возраст, очень хорошо помню окружавшую меня атмосферу — и… музыку.


Магазин музыкальных инструментов в Стамбуле. Unsplash

И тем непонятнее для меня был момент, когда, по сути, тот Рок в один момент умер. А на его смену, во второй половине респектабельных нулевых, пришли хип-хоп, r`n`b, eurodance и europop. Моё подростково-бунтарское сознание искало материал, который бы мог заполнить тот вакуум, образовавшийся после заката «Смысловых галлюцинаций», «Сплинов» и Петкуна.

В 2008 году, когда «Евровидение» ещё хоть как-то привлекало наших людей к ящику, среди огромного количества фриков и попсы, возникла песня турецкой группы Mor ve Otesi – Deli (сумасшедший, в переводе).

Они тогда не попали, по-моему, даже в десятку.

Однако этот трек, в ужасном качестве, появился у меня на рингтоне старенькой складной Motoroll-ы.

Спустя три месяца, волей случая, я поступил в Казахско-Турецкий университет и поселился в общежитии, где подавляющее большинство соседей были турки.

Наше представление о турецкой музыке довольно сильно искажено. Спросите любого прохожего, что для него турецкая музыка?

Ответ будет похожим у каждого первого – Таркан и тоскливые затянутые народные мотивы.

Помню, как для того чтобы «подмазаться к туркам» и выучить язык бесплатно, да ещё и напрямую от носителей, хвалился знаниями турецкой музыки, которые ограничивались одним треком одной группы.

Попытки возымели определённый успех. Спустя пять месяцев я состоял в местной общажной рок-группе в должности клавишника. Помогал делать каверы турецких рок-групп. (Я закончил в школьные времена музыкальную семилетку).

С ребятами из группы я, конечно же, подружился. Поток перевариваемой турецкой рок-музыки стал увеличиваться в геометрической прогрессии. Тогда для меня это было «приколом», возможностью выделиться, показать свою исключительность.

Когда спустя 5, 7, 10 лет я продолжал слушать эту музыку, я понял, что она затронула мои душевные струны — и заполнила тот пресловутый образовавшийся вакуум.

Не так давно я понял, чем же меня так зацепил этот рок.

Во-первых, турецкая (не традиционная) музыка в 90-х переживала абсолютно схожий с Россией период: молодёжь отходила от традиционной музыки, искала свой стиль, мыкалась между Востоком и Западом, экспериментировала в поисках самобытности.

Во-вторых, турецкий язык, несмотря на свою чрезмерную мягкость, богат на сонорные и шипящие звуки, что нередко придаёт попсовой музыке некий шлейф «Рокешности».

В-третьих, инструментальность. Вспомните, ставший легендарным концерт «БИ-2» с оркестром. Каких инструментов музыкальных только не было, и как по-новому заиграли старые треки. Турецкие рок-группы фишку с насыщением инструментальной музыки просекли давно.

Более того, добавили щепотку идентичности в виде народных инструментов. Получилась в прямом смысле «богатая» музыка.

Вспоминаю, как лет 10 назад по сети гуляли видео с выступлением известной уже тогда местной рок-группы «Manga». Сейчас и не сосчитать количество используемых музыкальных инструментов на том концерте, но отчётливо сохранилось в памяти, как рядом с гитарой гармонично смотрелся саз (аналог греческого бузуки, что звучит в Сиртаки), вместе с флейтой играл мей (тот же принцип, что у флейты, но с ярко выраженным восточным акцентом), и классические барабаны вместе с турецкими…

Подобная коллаборация даже обрела свой термин, своё направление – «Анатолийская музыка».

Четвёртая причина заключается в своеобразности турецкой рок-музыки (она, как мне кажется, в социальности). Здесь вам и песни про любовь, и патриотические мотивы, и историческая скорбь, и отношения отцов и детей, без готических ноток также не обошлось.

Я попробую вам представить небольшой список турецких групп, исполняющих рок-музыку разных направлений. А вы, в свою очередь (я надеюсь), сможете подобрать что-то для души:

 
  • Manga – смесь альтернативного металла, электронной и анатолийской музыки. По стилю сравнимы с Linkin Park. Признавались лучшей европейской группой по версии MTV.

  • Cenotaph – этакий турецкий «Рамштайн» в квадрате. Брутал-дэт-метал подойдёт любителям жёсткой музыки.

  • Kurban – считаются «разогревальщиками» группы Metallica в Турции, стиль, кстати, во многом схож с легендарными американцами.

  • Mor ve Otesi – анатолийский рок. Ярко выраженная политичность и философствование в произведениях.

  • Athena – любителям неклассической трактовки панк-рока зайдёт на ура. Группа не молодая, но тенденции отслеживает регулярно.

 

Продолжение следует

61


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95