Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Творческий клуб может быть прибыльным

Как создать и раскрутить литературное объединение (ЛитО)?

Что требуется для создания ЛитО или иного творческого клуба? Как ни странно, ровным счетом ничего. Эти объединения нигде юридически не регистрируются и не фиксируются; формально не нужно даже устав писать. Грубо говоря, три графомана могут собраться в частной квартире и объявить себя ЛитО. Никто их за это не арестует, не оштрафует и даже слова не скажет.

Тем не менее создание действующего, «живого» клуба — очень тяжелый и трудоемкий процесс, требующий от организаторов немалых затрат личного времени. А на первых порах — если начинать с нуля — и немалых финансовых вложений. Потому что писатели и художники — люди вольные. Захотят — будут ходить в клуб, не захотят — и калачом их не заманишь.

С другой стороны, действующее ЛитО само себя раскручивает: чем больше народу туда ходит, тем больше вероятность, что в следующий раз придет еще больше. А вскоре начнут захаживать и звезды, бормоча себе под нос: «интересная площадочка появилась». Это самоподдерживающийся механизм, почти вечный двигатель.

Одни ЛитО набирают обороты (показателем успеха считается 100 человек, пришедших на мероприятие). Другие через год-два вымирают, превращаясь в междусобойчики для председателя клуба и десятка завсегдатаев. В чем секрет? Он банален: люди ходят в клуб, когда что-то от него получают.

О том, что автор хочет и может получить от творческого объединения, «МК» писал (см. заметку «Корпорация трубадуров и «книгодеев» от 12 ноября 2012 года).

Напомним вкратце. Автор получает в ЛитО возможности для издания своих книг (записи дисков, организации выставок) по ценам в 2–3 раза (издание книги минимально может обойтись в 20 тыс. руб. вместо 50 тыс. руб.) ниже среднерыночных. Потому что оптом — дешевле. Любая типография или студия звукозаписи только рада работать с клубом, гарантирующим стабильный поток заказов. Кроме того, автор получает по очень низким ценам (а то и бесплатно, по-дружески) услуги по подготовке книги: редактура, оригинал-макети т. д. Немаловажна и литературная среда с доброжелательной критикой, которая помогает автору существенно улучшить качество произведения.

При этом в литературных клубах, как правило, нет членских взносов. По единодушному мнению многих глав ЛитО, «только введи их — и через полгода люди разбегутся». На что же они тогда живут? Если брать рыночные цены, то аренда помещения с небольшим залом (мест на 100) в Москве стоит 50 тыс. руб. в месяц. Это более полумиллиона за год, а за этот срок созданный с нуля литературно-художественный клуб только-только начнет приобретать некоторую известность. Если же брать все расходы в совокупности, то 1 млн руб. на 2 года — это те первоначальные вложения, которые нужно внести, чтобы клуб вышел на самоокупаемость. У небогатых поэтов и писателей таких денег нет.

Прислониться к власти

Разумеется, они тратят не собственные средства. Как правило, задача организаторов — чисто менеджерская; грубо говоря, беготня. Выше сказано, что ЛитО регистрации не требует. Это правда, но не вся: многие клубы все-таки предпочитают иметь юридическое лицо в виде некоммерческой организации (НКО). А с этим та еще морока, учитывая, что НКО сейчас активно проверяют.

Но, даже если регистрация не делается, клуб должен взаимодействовать с обоими конкурирующими союзами писателей (СП Москвы и СП России). Организаторы клуба на первых порах вертятся как белки в колесе: когда их вызывают литературные чиновники, хочешь не хочешь, а надо ехать.

Возвращаясь к финансовому вопросу. Один из главных путей его решения: прислониться к власти. Либо к мощным околовластным организациям. К сожалению, меценатство в России не слишком развито, так что помощь от бизнеса в ЛитО вряд ли попадет. Тем не менее уже существуют частные литературные салоны, организованные на средства богатых писателей или бизнесменов.

А чиновники помогают. Это стало следствием административной реформы 2005 года. В ежеквартальной отчетности есть графа «культура», за нее спрашивают. ЛитО весьма украшает отчетность, поскольку в его рамках проводится много различных мероприятий (обычно раз в неделю, иногда чаще). За это и поддержать не грех. Например, предоставить помещение с низкой или нулевой арендной платой, тем самым сняв с плеч основную статью расходов.

Так называемые старые, существующие еще с советских времен, творческие клубы зачастую поддерживаются на федеральном уровне. Леонид Ханбеков, литературовед, критик, член МГО СП РФ, вице-президент Академии российской литературы, глава ЛитО «Московский Парнас»: «Некоторые очень маленькие деньги с трудом и нерегулярно, но все же доходят от государства. Помогает Академия российской литературы, вернее, мы взаимно помогаем друг другу. У нас есть частные спонсоры: это бизнес и богатые поклонники русской литературы. Альманах „Московский Парнас“ выходит регулярно; мы ведем отбор авторов. Но каждый месяц у меня головная боль: не знаю, чем, как и когда платить за следующий выпуск».

Более молодым ЛитО помогает выживать местная власть. Причем иногда она является даже инициатором их создания. Борис Катковский, поэт, бард, член СП России, координатор САО и СВАО Ассоциации литобъединений Москвы, председатель ЛИТО «Избранники муз»: «Нам сильно помогает местная власть; управа района Северное Медведково. Она предоставила нам помещение в центре досуга и спорта „Паллада“. Выделяются средства на издание сборников. А началось все 3 года назад почти случайно. На концерте ко мне подошел зритель и сказал, что является поклонником творчества. Он оказался муниципальным чиновником и предложил создать ЛитО».

Можно найти и иные пути поддержки, причем иногда довольно неожиданные. Нина Дубовицкая, поэт, член СП России, председатель ЛитО «Ясноцвет», пояснила: «У нас выходили и выходят сборники духовной лирики. Многие произведения наших авторов читались иерархами Церкви и получали их благословение. Разумеется, РПЦ нас не спонсирует. Но помощь в решении некоторых организационных вопросов мы все же ощущаем».

Иногда ЛитО является составной частью другого бизнеса. Валерий Баталеев, поэт, член СП России, председатель литературного салона «Серебряная лира»: «У нас с женой небольшое кафе. Чтобы вывести его на прибыль в условиях жесткой конкуренции, надо было сделать его известным в Москве. Стали приглашать известных людей. У нас, как в „МК“, есть стена, где они расписываются. И подпись Павла Гусева там имеется. Потом мы решили организовать литературно-музыкальный салон и сделать творческие встречи регулярными. Чтобы не мы их приглашали, а они сами к нам ходили. Сейчас кафе прибыльно; мы сдали его в аренду. Салон остался; на этом настаивали сами арендаторы».

Добрый волшебник Интернет

Ну, а как быть, если собственных средств недостаточно, а спонсоры не находятся? Выход есть и в этом случае: на помощь приходит Интернет. Клуб — это место, где собираются люди. А Сеть при умелом использовании является практически идеальным инструментом для их привлечения. Кроме того, затрат на помещение нет, как и самого помещения.

Дмитрий Галковский, писатель, философ, председатель объединения пользователей «Живого журнала» (ЖЖ) RL-club: «В советское время меня не печатали принципиально. 20 лет. Но мне посчастливилось дожить до развития Интернета. Ладно, думаю, сам себе сделаю читателей. Буду их через Интернет воспитывать да по складам в блогах аз-буки-веди складывать. И что вы думаете, сделал. Правда, к этому времени поседел».

Дмитрий Галковский, как всегда, скромничает. Клуб на самоокупаемости, поскольку собирается в различных кафе. Стоит недорого; повторимся: оптом — дешевле, а если еще и регулярно оптом, то можно добиться от владельцев заведений значительных скидок. Но к такому результату клуб пришел за 5 лет, а сетевая активность идет лет 10.

Надо сказать, что по поводу литературы в Интернете и связанного с ней клубного процесса есть различные мнения. Не все ее принимают, указывая на довольно низкий уровень и засорение языка. Александр Холин, поэт, писатель, член СП России, негодует: «Я главный редактор двух литературных интернет-журналов. Меня крайне раздражает, когда субъекты, считающие себя поэтами, начинают писать матом и всячески коверкать русский язык. Чтобы бороться с этим, необходимо возродить институт литературной репутации, в том числе в Сети. Литератор должен развивать язык, а не поганить его».

Характерно, что опрошенные главы различных ЛитО упорно отказывались называть какие-либо цифры. Пришлось прикинуть экономический эффект самому. Крупное и устойчиво работающее ЛитО выпускает 3–4 книги в месяц. Речь как о сборниках, так и об авторских книгах членов клуба. Положение председателя клуба аналогично должности президента (не председателя правления!) акционерной компании: это человек, имеющий маленькую долю, но со всего оборота. А он у продвинутого клуба составляет от 200 тыс. руб. в месяц.

По личным оценкам, совокупная доля председателя — около 10%, то есть 20 тыс. руб. в месяц. Можно жить и спокойно заниматься собственным творчеством. Видимо, бешеная популярность ЛитО в последний год не в последнюю очередь связана именно с этим. Чего греха таить, председатель клуба — обычно главный его автор.

Гораздо больше нематериальные бонусы, получаемые главой и организаторами клуба. Например, пост председателя ЛитО почти автоматически означает вступление в СП через год. Причем даже если человек вступать не хочет, его все равно туда затянут, предлагая различные литературные «пряники» (издание за рубежом, например).

Почему? Очень просто: «50 авторов сборника — это сила». Так выразился после удачной презентации один из видных деятелей СП. Для литературных чиновников наличие в клубе многих десятков (и сотен) людей «с именами» означает, что все они придут туда, куда их попросит прийти глава клуба. Например, на мероприятие СП в ЦДЛ, а их проводится достаточно много.

Что требуется для создания ЛитО или иного творческого клуба? Как ни странно, ровным счетом ничего. Эти объединения нигде юридически не регистрируются и не фиксируются; формально не нужно даже устав писать. Грубо говоря, три графомана могут собраться в частной квартире и объявить себя ЛитО. Никто их за это не арестует, не оштрафует и даже слова не скажет.

Тем не менее создание действующего, «живого» клуба — очень тяжелый и трудоемкий процесс, требующий от организаторов немалых затрат личного времени. А на первых порах — если начинать с нуля — и немалых финансовых вложений. Потому что писатели и художники — люди вольные. Захотят — будут ходить в клуб, не захотят — и калачом их не заманишь.

С другой стороны, действующее ЛитО само себя раскручивает: чем больше народу туда ходит, тем больше вероятность, что в следующий раз придет еще больше. А вскоре начнут захаживать и звезды, бормоча себе под нос: «интересная площадочка появилась». Это самоподдерживающийся механизм, почти вечный двигатель.

Одни ЛитО набирают обороты (показателем успеха считается 100 человек, пришедших на мероприятие). Другие через год-два вымирают, превращаясь в междусобойчики для председателя клуба и десятка завсегдатаев. В чем секрет? Он банален: люди ходят в клуб, когда что-то от него получают.

О том, что автор хочет и может получить от творческого объединения, «МК» писал (см. заметку «Корпорация трубадуров и «книгодеев» от 12 ноября 2012 года).

Напомним вкратце. Автор получает в ЛитО возможности для издания своих книг (записи дисков, организации выставок) по ценам в 2–3 раза (издание книги минимально может обойтись в 20 тыс. руб. вместо 50 тыс. руб.) ниже среднерыночных. Потому что оптом — дешевле. Любая типография или студия звукозаписи только рада работать с клубом, гарантирующим стабильный поток заказов. Кроме того, автор получает по очень низким ценам (а то и бесплатно, по-дружески) услуги по подготовке книги: редактура, оригинал-макети т. д. Немаловажна и литературная среда с доброжелательной критикой, которая помогает автору существенно улучшить качество произведения.

При этом в литературных клубах, как правило, нет членских взносов. По единодушному мнению многих глав ЛитО, «только введи их — и через полгода люди разбегутся». На что же они тогда живут? Если брать рыночные цены, то аренда помещения с небольшим залом (мест на 100) в Москве стоит 50 тыс. руб. в месяц. Это более полумиллиона за год, а за этот срок созданный с нуля литературно-художественный клуб только-только начнет приобретать некоторую известность. Если же брать все расходы в совокупности, то 1 млн руб. на 2 года — это те первоначальные вложения, которые нужно внести, чтобы клуб вышел на самоокупаемость. У небогатых поэтов и писателей таких денег нет.

Прислониться к власти

Разумеется, они тратят не собственные средства. Как правило, задача организаторов — чисто менеджерская; грубо говоря, беготня. Выше сказано, что ЛитО регистрации не требует. Это правда, но не вся: многие клубы все-таки предпочитают иметь юридическое лицо в виде некоммерческой организации (НКО). А с этим та еще морока, учитывая, что НКО сейчас активно проверяют.

Но, даже если регистрация не делается, клуб должен взаимодействовать с обоими конкурирующими союзами писателей (СП Москвы и СП России). Организаторы клуба на первых порах вертятся как белки в колесе: когда их вызывают литературные чиновники, хочешь не хочешь, а надо ехать.

Возвращаясь к финансовому вопросу. Один из главных путей его решения: прислониться к власти. Либо к мощным околовластным организациям. К сожалению, меценатство в России не слишком развито, так что помощь от бизнеса в ЛитО вряд ли попадет. Тем не менее уже существуют частные литературные салоны, организованные на средства богатых писателей или бизнесменов.

А чиновники помогают. Это стало следствием административной реформы 2005 года. В ежеквартальной отчетности есть графа «культура», за нее спрашивают. ЛитО весьма украшает отчетность, поскольку в его рамках проводится много различных мероприятий (обычно раз в неделю, иногда чаще). За это и поддержать не грех. Например, предоставить помещение с низкой или нулевой арендной платой, тем самым сняв с плеч основную статью расходов.

Так называемые старые, существующие еще с советских времен, творческие клубы зачастую поддерживаются на федеральном уровне. Леонид Ханбеков, литературовед, критик, член МГО СП РФ, вице-президент Академии российской литературы, глава ЛитО «Московский Парнас»: «Некоторые очень маленькие деньги с трудом и нерегулярно, но все же доходят от государства. Помогает Академия российской литературы, вернее, мы взаимно помогаем друг другу. У нас есть частные спонсоры: это бизнес и богатые поклонники русской литературы. Альманах „Московский Парнас“ выходит регулярно; мы ведем отбор авторов. Но каждый месяц у меня головная боль: не знаю, чем, как и когда платить за следующий выпуск».

Более молодым ЛитО помогает выживать местная власть. Причем иногда она является даже инициатором их создания. Борис Катковский, поэт, бард, член СП России, координатор САО и СВАО Ассоциации литобъединений Москвы, председатель ЛИТО «Избранники муз»: «Нам сильно помогает местная власть; управа района Северное Медведково. Она предоставила нам помещение в центре досуга и спорта „Паллада“. Выделяются средства на издание сборников. А началось все 3 года назад почти случайно. На концерте ко мне подошел зритель и сказал, что является поклонником творчества. Он оказался муниципальным чиновником и предложил создать ЛитО».

Можно найти и иные пути поддержки, причем иногда довольно неожиданные. Нина Дубовицкая, поэт, член СП России, председатель ЛитО «Ясноцвет», пояснила: «У нас выходили и выходят сборники духовной лирики. Многие произведения наших авторов читались иерархами Церкви и получали их благословение. Разумеется, РПЦ нас не спонсирует. Но помощь в решении некоторых организационных вопросов мы все же ощущаем».

Иногда ЛитО является составной частью другого бизнеса. Валерий Баталеев, поэт, член СП России, председатель литературного салона «Серебряная лира»: «У нас с женой небольшое кафе. Чтобы вывести его на прибыль в условиях жесткой конкуренции, надо было сделать его известным в Москве. Стали приглашать известных людей. У нас, как в „МК“, есть стена, где они расписываются. И подпись Павла Гусева там имеется. Потом мы решили организовать литературно-музыкальный салон и сделать творческие встречи регулярными. Чтобы не мы их приглашали, а они сами к нам ходили. Сейчас кафе прибыльно; мы сдали его в аренду. Салон остался; на этом настаивали сами арендаторы».

Добрый волшебник Интернет

Ну, а как быть, если собственных средств недостаточно, а спонсоры не находятся? Выход есть и в этом случае: на помощь приходит Интернет. Клуб — это место, где собираются люди. А Сеть при умелом использовании является практически идеальным инструментом для их привлечения. Кроме того, затрат на помещение нет, как и самого помещения.

Дмитрий Галковский, писатель, философ, председатель объединения пользователей «Живого журнала» (ЖЖ) RL-club: «В советское время меня не печатали принципиально. 20 лет. Но мне посчастливилось дожить до развития Интернета. Ладно, думаю, сам себе сделаю читателей. Буду их через Интернет воспитывать да по складам в блогах аз-буки-веди складывать. И что вы думаете, сделал. Правда, к этому времени поседел».

Дмитрий Галковский, как всегда, скромничает. Клуб на самоокупаемости, поскольку собирается в различных кафе. Стоит недорого; повторимся: оптом — дешевле, а если еще и регулярно оптом, то можно добиться от владельцев заведений значительных скидок. Но к такому результату клуб пришел за 5 лет, а сетевая активность идет лет 10.

Надо сказать, что по поводу литературы в Интернете и связанного с ней клубного процесса есть различные мнения. Не все ее принимают, указывая на довольно низкий уровень и засорение языка. Александр Холин, поэт, писатель, член СП России, негодует: «Я главный редактор двух литературных интернет-журналов. Меня крайне раздражает, когда субъекты, считающие себя поэтами, начинают писать матом и всячески коверкать русский язык. Чтобы бороться с этим, необходимо возродить институт литературной репутации, в том числе в Сети. Литератор должен развивать язык, а не поганить его».

Характерно, что опрошенные главы различных ЛитО упорно отказывались называть какие-либо цифры. Пришлось прикинуть экономический эффект самому. Крупное и устойчиво работающее ЛитО выпускает 3–4 книги в месяц. Речь как о сборниках, так и об авторских книгах членов клуба. Положение председателя клуба аналогично должности президента (не председателя правления!) акционерной компании: это человек, имеющий маленькую долю, но со всего оборота. А он у продвинутого клуба составляет от 200 тыс. руб. в месяц.

По личным оценкам, совокупная доля председателя — около 10%, то есть 20 тыс. руб. в месяц. Можно жить и спокойно заниматься собственным творчеством. Видимо, бешеная популярность ЛитО в последний год не в последнюю очередь связана именно с этим. Чего греха таить, председатель клуба — обычно главный его автор.

Гораздо больше нематериальные бонусы, получаемые главой и организаторами клуба. Например, пост председателя ЛитО почти автоматически означает вступление в СП через год. Причем даже если человек вступать не хочет, его все равно туда затянут, предлагая различные литературные «пряники» (издание за рубежом, например).

Почему? Очень просто: «50 авторов сборника — это сила». Так выразился после удачной презентации один из видных деятелей СП. Для литературных чиновников наличие в клубе многих десятков (и сотен) людей «с именами» означает, что все они придут туда, куда их попросит прийти глава клуба. Например, на мероприятие СП в ЦДЛ, а их проводится достаточно много.

1559


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95