Что требуется для создания ЛитО или иного творческого клуба? Как ни странно, ровным счетом ничего. Эти объединения нигде юридически не регистрируются и не фиксируются; формально не нужно даже устав писать. Грубо говоря, три графомана могут собраться в частной квартире и объявить себя ЛитО. Никто их за это не арестует, не оштрафует и даже слова не скажет.
Тем не менее создание действующего, «живого» клуба — очень тяжелый и трудоемкий процесс, требующий от организаторов немалых затрат личного времени. А на первых порах — если начинать с нуля — и немалых финансовых вложений. Потому что писатели и художники — люди вольные. Захотят — будут ходить в клуб, не захотят — и калачом их не заманишь.
С другой стороны, действующее ЛитО само себя раскручивает: чем больше народу туда ходит, тем больше вероятность, что в следующий раз придет еще больше. А вскоре начнут захаживать и звезды, бормоча себе под нос: «интересная площадочка появилась». Это самоподдерживающийся механизм, почти вечный двигатель.
Одни ЛитО набирают обороты (показателем успеха считается 100 человек, пришедших на мероприятие). Другие через
О том, что автор хочет и может получить от творческого объединения, «МК» писал (см. заметку «Корпорация трубадуров и «книгодеев» от 12 ноября 2012 года).
Напомним вкратце. Автор получает в ЛитО возможности для издания своих книг (записи дисков, организации выставок) по ценам в 2–3 раза (издание книги минимально может обойтись в 20 тыс. руб. вместо 50 тыс. руб.) ниже среднерыночных. Потому что оптом — дешевле. Любая типография или студия звукозаписи только рада работать с клубом, гарантирующим стабильный поток заказов. Кроме того, автор получает по очень низким ценам (а то и бесплатно,
При этом в литературных клубах, как правило, нет членских взносов. По единодушному мнению многих глав ЛитО, «только введи их — и через полгода люди разбегутся». На что же они тогда живут? Если брать рыночные цены, то аренда помещения с небольшим залом (мест на 100) в Москве стоит 50 тыс. руб. в месяц. Это более полумиллиона за год, а за этот срок созданный с нуля
Прислониться к власти
Разумеется, они тратят не собственные средства. Как правило, задача организаторов — чисто менеджерская; грубо говоря, беготня. Выше сказано, что ЛитО регистрации не требует. Это правда, но не вся: многие клубы
Но, даже если регистрация не делается, клуб должен взаимодействовать с обоими конкурирующими союзами писателей (СП Москвы и СП России). Организаторы клуба на первых порах вертятся как белки в колесе: когда их вызывают литературные чиновники, хочешь не хочешь, а надо ехать.
Возвращаясь к финансовому вопросу. Один из главных путей его решения: прислониться к власти. Либо к мощным околовластным организациям. К сожалению, меценатство в России не слишком развито, так что помощь от бизнеса в ЛитО вряд ли попадет. Тем не менее уже существуют частные литературные салоны, организованные на средства богатых писателей или бизнесменов.
А чиновники помогают. Это стало следствием административной реформы 2005 года. В ежеквартальной отчетности есть графа «культура», за нее спрашивают. ЛитО весьма украшает отчетность, поскольку в его рамках проводится много различных мероприятий (обычно раз в неделю, иногда чаще). За это и поддержать не грех. Например, предоставить помещение с низкой или нулевой арендной платой, тем самым сняв с плеч основную статью расходов.
Так называемые старые, существующие еще с советских времен, творческие клубы зачастую поддерживаются на федеральном уровне. Леонид Ханбеков, литературовед, критик, член МГО СП РФ,
Более молодым ЛитО помогает выживать местная власть. Причем иногда она является даже инициатором их создания. Борис Катковский, поэт, бард, член СП России, координатор САО и СВАО Ассоциации литобъединений Москвы, председатель ЛИТО «Избранники муз»: «Нам сильно помогает местная власть; управа района Северное Медведково. Она предоставила нам помещение в центре досуга и спорта „Паллада“. Выделяются средства на издание сборников. А началось все 3 года назад почти случайно. На концерте ко мне подошел зритель и сказал, что является поклонником творчества. Он оказался муниципальным чиновником и предложил создать ЛитО».
Можно найти и иные пути поддержки, причем иногда довольно неожиданные. Нина Дубовицкая, поэт, член СП России, председатель ЛитО «Ясноцвет», пояснила: «У нас выходили и выходят сборники духовной лирики. Многие произведения наших авторов читались иерархами Церкви и получали их благословение. Разумеется, РПЦ нас не спонсирует. Но помощь в решении некоторых организационных вопросов мы все же ощущаем».
Иногда ЛитО является составной частью другого бизнеса. Валерий Баталеев, поэт, член СП России, председатель литературного салона «Серебряная лира»: «У нас с женой небольшое кафе. Чтобы вывести его на прибыль в условиях жесткой конкуренции, надо было сделать его известным в Москве. Стали приглашать известных людей. У нас, как в „МК“, есть стена, где они расписываются. И подпись Павла Гусева там имеется. Потом мы решили организовать
Добрый волшебник Интернет
Ну, а как быть, если собственных средств недостаточно, а спонсоры не находятся? Выход есть и в этом случае: на помощь приходит Интернет. Клуб — это место, где собираются люди. А Сеть при умелом использовании является практически идеальным инструментом для их привлечения. Кроме того, затрат на помещение нет, как и самого помещения.
Дмитрий Галковский, писатель, философ, председатель объединения пользователей «Живого журнала» (ЖЖ)
Дмитрий Галковский, как всегда, скромничает. Клуб на самоокупаемости, поскольку собирается в различных кафе. Стоит недорого; повторимся: оптом — дешевле, а если еще и регулярно оптом, то можно добиться от владельцев заведений значительных скидок. Но к такому результату клуб пришел за 5 лет, а сетевая активность идет лет 10.
Надо сказать, что по поводу литературы в Интернете и связанного с ней клубного процесса есть различные мнения. Не все ее принимают, указывая на довольно низкий уровень и засорение языка. Александр Холин, поэт, писатель, член СП России, негодует: «Я главный редактор двух литературных
Характерно, что опрошенные главы различных ЛитО упорно отказывались называть
По личным оценкам, совокупная доля председателя — около 10%, то есть 20 тыс. руб. в месяц. Можно жить и спокойно заниматься собственным творчеством. Видимо, бешеная популярность ЛитО в последний год не в последнюю очередь связана именно с этим. Чего греха таить, председатель клуба — обычно главный его автор.
Гораздо больше нематериальные бонусы, получаемые главой и организаторами клуба. Например, пост председателя ЛитО почти автоматически означает вступление в СП через год. Причем даже если человек вступать не хочет, его все равно туда затянут, предлагая различные литературные «пряники» (издание за рубежом, например).
Почему? Очень просто: «50 авторов сборника — это сила». Так выразился после удачной презентации один из видных деятелей СП. Для литературных чиновников наличие в клубе многих десятков (и сотен) людей «с именами» означает, что все они придут туда, куда их попросит прийти глава клуба. Например, на мероприятие СП в ЦДЛ, а их проводится достаточно много.
Что требуется для создания ЛитО или иного творческого клуба? Как ни странно, ровным счетом ничего. Эти объединения нигде юридически не регистрируются и не фиксируются; формально не нужно даже устав писать. Грубо говоря, три графомана могут собраться в частной квартире и объявить себя ЛитО. Никто их за это не арестует, не оштрафует и даже слова не скажет.
Тем не менее создание действующего, «живого» клуба — очень тяжелый и трудоемкий процесс, требующий от организаторов немалых затрат личного времени. А на первых порах — если начинать с нуля — и немалых финансовых вложений. Потому что писатели и художники — люди вольные. Захотят — будут ходить в клуб, не захотят — и калачом их не заманишь.
С другой стороны, действующее ЛитО само себя раскручивает: чем больше народу туда ходит, тем больше вероятность, что в следующий раз придет еще больше. А вскоре начнут захаживать и звезды, бормоча себе под нос: «интересная площадочка появилась». Это самоподдерживающийся механизм, почти вечный двигатель.
Одни ЛитО набирают обороты (показателем успеха считается 100 человек, пришедших на мероприятие). Другие через
О том, что автор хочет и может получить от творческого объединения, «МК» писал (см. заметку «Корпорация трубадуров и «книгодеев» от 12 ноября 2012 года).
Напомним вкратце. Автор получает в ЛитО возможности для издания своих книг (записи дисков, организации выставок) по ценам в 2–3 раза (издание книги минимально может обойтись в 20 тыс. руб. вместо 50 тыс. руб.) ниже среднерыночных. Потому что оптом — дешевле. Любая типография или студия звукозаписи только рада работать с клубом, гарантирующим стабильный поток заказов. Кроме того, автор получает по очень низким ценам (а то и бесплатно,
При этом в литературных клубах, как правило, нет членских взносов. По единодушному мнению многих глав ЛитО, «только введи их — и через полгода люди разбегутся». На что же они тогда живут? Если брать рыночные цены, то аренда помещения с небольшим залом (мест на 100) в Москве стоит 50 тыс. руб. в месяц. Это более полумиллиона за год, а за этот срок созданный с нуля
Прислониться к власти
Разумеется, они тратят не собственные средства. Как правило, задача организаторов — чисто менеджерская; грубо говоря, беготня. Выше сказано, что ЛитО регистрации не требует. Это правда, но не вся: многие клубы
Но, даже если регистрация не делается, клуб должен взаимодействовать с обоими конкурирующими союзами писателей (СП Москвы и СП России). Организаторы клуба на первых порах вертятся как белки в колесе: когда их вызывают литературные чиновники, хочешь не хочешь, а надо ехать.
Возвращаясь к финансовому вопросу. Один из главных путей его решения: прислониться к власти. Либо к мощным околовластным организациям. К сожалению, меценатство в России не слишком развито, так что помощь от бизнеса в ЛитО вряд ли попадет. Тем не менее уже существуют частные литературные салоны, организованные на средства богатых писателей или бизнесменов.
А чиновники помогают. Это стало следствием административной реформы 2005 года. В ежеквартальной отчетности есть графа «культура», за нее спрашивают. ЛитО весьма украшает отчетность, поскольку в его рамках проводится много различных мероприятий (обычно раз в неделю, иногда чаще). За это и поддержать не грех. Например, предоставить помещение с низкой или нулевой арендной платой, тем самым сняв с плеч основную статью расходов.
Так называемые старые, существующие еще с советских времен, творческие клубы зачастую поддерживаются на федеральном уровне. Леонид Ханбеков, литературовед, критик, член МГО СП РФ,
Более молодым ЛитО помогает выживать местная власть. Причем иногда она является даже инициатором их создания. Борис Катковский, поэт, бард, член СП России, координатор САО и СВАО Ассоциации литобъединений Москвы, председатель ЛИТО «Избранники муз»: «Нам сильно помогает местная власть; управа района Северное Медведково. Она предоставила нам помещение в центре досуга и спорта „Паллада“. Выделяются средства на издание сборников. А началось все 3 года назад почти случайно. На концерте ко мне подошел зритель и сказал, что является поклонником творчества. Он оказался муниципальным чиновником и предложил создать ЛитО».
Можно найти и иные пути поддержки, причем иногда довольно неожиданные. Нина Дубовицкая, поэт, член СП России, председатель ЛитО «Ясноцвет», пояснила: «У нас выходили и выходят сборники духовной лирики. Многие произведения наших авторов читались иерархами Церкви и получали их благословение. Разумеется, РПЦ нас не спонсирует. Но помощь в решении некоторых организационных вопросов мы все же ощущаем».
Иногда ЛитО является составной частью другого бизнеса. Валерий Баталеев, поэт, член СП России, председатель литературного салона «Серебряная лира»: «У нас с женой небольшое кафе. Чтобы вывести его на прибыль в условиях жесткой конкуренции, надо было сделать его известным в Москве. Стали приглашать известных людей. У нас, как в „МК“, есть стена, где они расписываются. И подпись Павла Гусева там имеется. Потом мы решили организовать
Добрый волшебник Интернет
Ну, а как быть, если собственных средств недостаточно, а спонсоры не находятся? Выход есть и в этом случае: на помощь приходит Интернет. Клуб — это место, где собираются люди. А Сеть при умелом использовании является практически идеальным инструментом для их привлечения. Кроме того, затрат на помещение нет, как и самого помещения.
Дмитрий Галковский, писатель, философ, председатель объединения пользователей «Живого журнала» (ЖЖ)
Дмитрий Галковский, как всегда, скромничает. Клуб на самоокупаемости, поскольку собирается в различных кафе. Стоит недорого; повторимся: оптом — дешевле, а если еще и регулярно оптом, то можно добиться от владельцев заведений значительных скидок. Но к такому результату клуб пришел за 5 лет, а сетевая активность идет лет 10.
Надо сказать, что по поводу литературы в Интернете и связанного с ней клубного процесса есть различные мнения. Не все ее принимают, указывая на довольно низкий уровень и засорение языка. Александр Холин, поэт, писатель, член СП России, негодует: «Я главный редактор двух литературных
Характерно, что опрошенные главы различных ЛитО упорно отказывались называть
По личным оценкам, совокупная доля председателя — около 10%, то есть 20 тыс. руб. в месяц. Можно жить и спокойно заниматься собственным творчеством. Видимо, бешеная популярность ЛитО в последний год не в последнюю очередь связана именно с этим. Чего греха таить, председатель клуба — обычно главный его автор.
Гораздо больше нематериальные бонусы, получаемые главой и организаторами клуба. Например, пост председателя ЛитО почти автоматически означает вступление в СП через год. Причем даже если человек вступать не хочет, его все равно туда затянут, предлагая различные литературные «пряники» (издание за рубежом, например).
Почему? Очень просто: «50 авторов сборника — это сила». Так выразился после удачной презентации один из видных деятелей СП. Для литературных чиновников наличие в клубе многих десятков (и сотен) людей «с именами» означает, что все они придут туда, куда их попросит прийти глава клуба. Например, на мероприятие СП в ЦДЛ, а их проводится достаточно много.