Основная деятельность ребенка дошкольного возраста — игра. Играя, ребенок осваивает новое, учится что-то делать самостоятельно, творить и взаимодействовать с другими. И для этого не нужны сложные дорогие игрушки — например, огромный потенциал для развития ребенка несет в себе… песок.
Вспомните: когда вы были маленькими, то наверняка подолгу пропадали в песочнице: лепили куличики, возводили песочные замки и автострады, закапывали «секретики». Эти нехитрые занятия приносили вам массу удовольствия. Все потому, что песок — это кладовая возможностей. Сооружая что-то из этого материала, можно не бояться ошибиться — всегда можно все исправить или начать заново.
Сегодня играть с песком дети могут не только на прогулках, но и дома: использование пластичного кинетического песка (в его состав входит силикон) открывает новые возможности для развития. При помощи игр с песком вы можете:
- помочь ребенку освоить простые грамматические категории (единственное и множественное число существительного, повелительное и изъявительное наклонения глаголов, падежи, простые предлоги),
- знакомить детей с признаками и качествами предметов и действий, с их словесными обозначениями,
- учить сравнивать предметы по отдельным наиболее ярко выделяемым признакам,
- учить общаться, используя в речи словосочетания и простые нераспространенные предложения, составленные по вопросам и наглядным действиям.
Можно использовать песок, знакомя детей с правилами дорожного движения: создать вместе макет улиц с дорожными знаками и переходами
Познакомьте ребенка с новым материалом. Представьте ему нового друга — Песочного волшебника, «заколдовавшего» песок. Объясните правила игры: нельзя выбрасывать песок из песочницы, бросать в других или брать в рот. После занятия нужно все убрать на место и вымыть руки. Если не соблюдать эти правила, Песочный волшебник обидится.
В рамках первого занятия предложите ребенку потрогать песок, погладить его, пересыпать из одной ладони в другую, утрамбовать и взрыхлить. Познакомьте его с главными свойствами песка — сыпучестью и липкостью. Из какого песка лучше лепить: из мокрого или сухого? На каком песке остаются отпечатки ладошки и пальцев? Какой песок лучше просеивается через сито? Пусть ребенок самостоятельно найдет ответы на эти вопросы.
Песок можно не только пересыпать, но и рисовать на нем (предварительно насыпав тонким слоем на поднос). Когда ребенок рисует слева направо, его рука готовится к письму. Параллельно можно рассказывать малышу о диких и домашних животных. Предложите ему изобразить следы изучаемых животных, спрятать зверей и птиц в песочные норы. Кроме того, можно использовать песок, знакомя детей с правилами дорожного движения: создать вместе макет улиц с дорожными знаками и пешеходными переходами.
Примеры игр
Какие еще песочные игры можно предложить ребенку дома и как они способствуют его развитию?
Игра «Спрячь клад» помогает развивать мелкую моторику, повышает чувствительность рук и готовит их к письму. В качестве «клада» можно использовать маленькие игрушки или камушки.
Игра «Домашние животные» стимулирует речевую активность ребенка через диалог. Малышу предстоит заселить животных в песочные домики, накормить их, найти маму для детеныша.
В ходе игры «В домике у Гномика» познакомьте детей с устройством крошечного домика, проговаривая названия предметов мебели в уменьшительной форме («столик», «кроватка», «стульчик»). Обращайте внимание ребенка на правильное употребление предлогов и окончаний в словах («посади на стульчик», «спрячь в шкафчик», «положи на кроватку»).
Игра «В гостях у Песочного великана» позволяет ребенку познакомиться с увеличительными суффиксами: в отличие от крошечной мебели Гномика, у Великана все большое — «стулище», «шкафище».
Игра «Приключения в Песочном царстве» подойдет для формирования и развития связной речи. Придумывайте с детьми истории о приключениях героя-игрушки в Песочном царстве. При этом будет развиваться как диалогическая, так и монологическая речь.
Играя в «Посадим огород», ребенок может высаживать на песочные грядки игрушечные морковки, если услышит нужный звук — например, «а» — в слове, которое вы назовете. Потом игру можно усложнить: ребенок должен будет определить, где именно в слове располагается звук — в начале, середине или конце, — и высадить морковку в нужном месте грядки. Эта игра способствует развитию фонематического слуха и восприятия.
Игра «Кто в Песочном замке живет?» тоже способствует развитию фонематического слуха и восприятия: в замок принимаются только игрушки, в названии которых есть определенный звук.
Игра «Спаси сказочного героя» помогает развитию дифференциации и автоматизации звуков речи. Ребенок должен спасти героя от врага — например, злого зубастого Волка. Для этого нужно правильно и четко произнести определенные слова, словосочетания или предложения. Чтобы усложнить задачу, можно предложить малышу повторять чистоговорки.
Элементы сказки: Гномик, Великан, Волк, Песочное королевство — не только привнесут в занятия разнообразие, но и помогут снизить мышечное и психическое напряжение.
Марина Пятчиц