Столице нашей, несмотря на отпразднованное 860-летие, лет поболе. Тыщу годков назад уже стояла на этой земле Москва, только называлась по-другому - Кучковым. Жили здесь и владели землёй знатные и самоуверенные суздальские бояре Кучковы. Их именем и звалось поселение в районе нынешней Мясницкой улицы, вплоть до Лубянки и Сретенки. Здесь, на месте «Детского мира» и ФСБ, а не в родильном доме имени Грауэрмана в начале Нового Арбата, корни и прежнего, и сегодняшнего москвича.
Был этот первый москвич (или кучковец), скорее всего, кривичем или вятичем. Именно эти славянские племена пришли из-под Пскова или Смоленска и Изборска на здешние топкие места. И заехал как-то к ним князь Долгорукий. Чем-то не угодил ему горделивый боярин Стефан Кучка, несмотря на гостеприимство. Велено было его казнить, и больше в летописях ни про него, ни про город Кучков ничего почти не сказано. Запретили, что ли, упоминать в тогдашних СМИ это имя?
Да и городок Кучков, перейдя под власть Долгоруких, стал именоваться по имени реки - Москва. Ещё раз летописцы вспомнили про Кучковых, когда рассказали о заговоре сына казнённого Кучки, Андрея, и зятя Якима против сына Долгорукого - Андрея Боголюбского. Они преподносят убийство последнего как пример кровавой средневековой вендетты: заманили Юрьевича в суздальские земли, там и порешили. А Татищев примешивает к трагедии романтический сюжет о красавице Улите - то ли дочери, то ли невестке Стефана Кучки, насильно отданной замуж за Боголюбского, который потом бросил её и женился на другой. Впрочем, в этом сюжете много слезливости, но мало исторической правды.
Отчего же нам понадобились душещипательные истории про кучковцев? Хотя бы для того, чтобы понять: мы древнее юбилейных дат. Значит, формироваться московский характер начал больше 1000 лет назад. А в основе его были не только и не столько угро-финские поселения, но вполне обустроенное славянское городище. Москвичи - потомки вятичей и кривичей, правда, с вкраплением балтских (у имени Кучка есть родственные прусские топонимы: Kuczke, Kuczithe) и угорских (в современном языке луговых марийцев есть слова «кучкыж» - «орёл» и «кучук» - «короткий») элементов. Но антропологически - безусловные европейцы. А вот на скульптурном портрете Боголюбского заметны монголоидные черты - след половецкого происхождения.
Опираясь на эти истории, можно даже попытаться дать ответ на вопрос: в кого это современный москвич, несмотря на гостеприимство, так горделив? Можно без изучения гаплогрупп сказать, что в нём слилось великое множество кровей. И тем не менее сегодняшний среднестатистический москвич - человек определённо русский (русских в городе подавляющее большинство) и православный (почти 1000 церквей). Это очевидно.
Менее очевидно, что он родился в 1970-х. И он - женщина. Но это данные Мосстата. Известно даже имя женщины - Елена (именно его чаще всего давали новорождённым девочкам в 1970-х).
Лев Николаевич Гумилёв писал о значительном влиянии географической среды, рельефа и ландшафта на формирование черт человека. Учитывая это, можно поинтересоваться: так ли хороша сегодняшняя москвичка Елена, как её раннесредневековая землячка Улита Кучковна? Что ж, посмотрим.
Живёт Елена (опять же по статистике) в одном из густонаселённых районов - Марьине, Братееве или Бутове. Не самые благополучные с точки зрения экологии места. Это может сказаться и на здоровье, и на качестве кожи. Однако дело поправимое: в Москве много лесопарков, а они - любимые места досуга горожан. Да и медицина хороша - поэтому москвичи живут долго.
Но, к сожалению, наша среднестатистическая москвичка мало ходит пешком. У неё есть автомобиль «Форд фокус». Правда, работает она в сфере торговли - эту работу трудно назвать сидячей. Кроме того, москвички не отказывают себе в финтес-тренировках.
От далёких предков мы унаследовали пониженную кислотность желудка. Поэтому тянет на кисленькое. Из соков москвичи выбирают томатный, сливовый и апельсиновый, а лучше морс. Любят закусывать кислой капустой, а щи популярнее, чем борщ. Да и хлеб предпочтительнее ржаной, чёрный, чем белый, пшеничный. Даже переехавшие жить за границу обязательно просят привезти с родины буханочку «Бородинского». Такими привередами нас сделали география с историей. На наших землях выгоднее было выращивать озимую рожь, чем пшеницу. А ели то, что выращивали. Вот и получили пониженную кислотность и любовь к ржаному хлебу. Это нам привет из Кучкова.
Рустам Арифтджанов