С утра поехал на факультет журналистики. Как я люблю главную, парадную лестницу нашего факультета! Она лучше многих педагогов воспитывает студентов.
Идёшь по ней — и что-то всегда вспоминаешь. С восхищением на эту лестницу смотрят абитуриенты и первокурсники.
С почтением к лестнице относятся пятикурсники.
Уважительно по ней — до сих пор, к счастью — поднимаются Ясен Николаевич Засурский, Семён Моисеевич Гуревич, Борис Иванович Есин, Марина Ивановна Алексеева, Галина Викторовна Лазутина, Михаил Васильевич Шкондин, Людмила Евдокимовна Татаринова, Евгений Павлович Прохоров, Сергей Александрович Муратов, Рудольф Андреевич Борецкий и другие старожилы факультета.
К старожилам отношу и себя: всё-таки преподаю более тридцати лет, и мне уже за семьдесят. А мои коллеги справили уже давно
Лестница вдохновляет.
Лестница приподнимает каждого человека в собственных глазах.
Поднимаясь по лестнице, ты заражаешься оптимизмом.
Как жаль, что современные архитекторы, проектируя новые учебные заведения, забывают о воспитательном значении лестниц, окон, паркета, анфилад, да и самих аудиторий...
Потрясающе спроектированы помещения Центризбиркома, Федеральной налоговой службы, центральные офисы Сбербанка и банка ВТБ. А вот новые учебные заведения спроектированы плохо, скучно, серо. Жаль!
На факультете сдал документы, связанные с моим переизбранием.
У меня положение странное: числюсь по кафедре периодики, а лекции читаю — неизвестно по какой кафедре.
Курс мой называется «Теория и практика общения журналиста». Учу журналистов вести беседу, задавать вопросы, получать информацию в самых сложных условиях.
Я разрешаю приходить на мои лекции студентам со всех отделений, ибо и телевизионщикам, и радийщикам, и рекламщикам, и газетчикам, и пиарщикам — всем нужно учиться общению. Процентов на восемьдесят, если не на девяносто, успех журналиста зависит от того, как он общается.
Елена Леонидовна Вартанова в моих начинаниях меня поддерживает.
Я планирую уговорить её, чтобы в новом учебном году «СОЛО на клавиатуре» стало обязательным предметом для студентов всех курсов и отделений.
На мой взгляд, сначала компьютерный набор надо сделать обязательным с первого по пятый курс, а уже в следующем учебном году ввести его только для первокурсников — и дальше эту традицию продолжать.
— Как же мы обеспечим нормальный процесс по обучению слепому методу набора? — спросила меня Елена Леонидовна Вартанова. — Ведь у нас нет такого количества аудиторий и компьютеров...
— А ничего этого не нужно, — сказал я. — Мы живём в век современных технологий. У всех студентов, как дневной и вечерней, так и заочной форм обучения, есть компьютеры. Они устанавливают на свои компьютеры программу «СОЛО на клавиатуре» и проходят её. Могу предложить и другой вариант: каждый проходит программу на нашем сайте www.nabiraem.ru — всем студентам факультета мы дадим свободный доступ.
В конце каждого семестра организуем принятие зачёта.
— И вы готовы принять зачёты у всех студентов, один?.. — удивлённо переспросила меня Елена Леонидовна Вартанова.
— Легко! — ответил я. — Свободно! Для принятия зачёта мне потребуется пятнадцать секунд — у тех, кто проходил программу «СОЛО на клавиатуре» по дисковой версии (то есть на своём компьютере), и пять секунд — для того, чтобы принять зачёт у тех, кто проходил программу в Интернете — на сайте www.nabiraem.ru
— Каким образом? — удивленно спросила Е.Л. Вартанова.
— У тех, кто проходит в Интернете, зачёт принимается нажатием одной кнопки. На моём сайте видно, кто и как проходил. И есть фотография студента — и подробная статистика по каждому упражнению. На нажатие кнопки уйдёт одна секунда. Чтобы посмотреть результат — две секунды. Чтобы расписаться в зачётке (или не расписаться) — ещё две секунды... Век современных технологий!
А для тех, кто проходил не в Интернете, я должен продиктовать одну фразу — скажем, такую: «Я, Елена Леонидовна Вартанова, прошла «СОЛО на клавиатуре». Набрать её слепым десятипальцевым методом можно за пять секунд. Зачёт принят (или не принят)...
Внимательно выслушала меня Елена Леонидовна — и, как всегда, торопливо произнесла:
— Это нужно обсудить чуть позже. Сейчас некогда.
И я понимаю: нашему декану всегда некогда. Руководство кафедрой, проведение учёных советов, улучшение учебных программ, личный приём студентов, помощь преподавателям, зарубежные поездки и прочая, прочая, прочая...
Самое интересное — когда я на факультет приезжаю с кем-то из моих знакомых, друзей, нашего декана все принимают за аспирантку — так она молодо выглядит и так юно себя ведёт: лёгкая походка, заливистый смех.
С факультета журналистики поехал на фирму. Читаю почту — и все мне советуют для продвижения программы «СОЛО на клавиатуре», обратиться к Андрею Фурсенко, министру образования.
Когда читаю эти письма — где мне предлагают показать программу в школах, колледжах, университетах... — улыбаюсь, ибо отлично помню свою встречу с А. А. Фурсенко.
— Как вы считаете, — спросил я его, — что нужно сделать для того, чтобы научить всех сотрудников вашего министерства и подведомственных организаций набирать слепым методом на компьютере? Научить сначала сотрудников министерства — а потом по эстафете: институты, университеты, колледжи, таким образом дойти и до школ... Ведь современное владение компьютером, — продолжал я, — подразумевает владение слепым десятипальцевым методом набора — это элементарная культура делового человека! Андрей Александрович Фурсенко тогда посмотрел на меня внимательно, выдержал паузу и сказал:
— А вы знаете, я вообще не поддерживаю компьютеризацию, а тем более в школе. Пусть ручкой пишут — а то ведь совсем отучим людей от письма...
Я понял: министр меня не понимает.
Я понял: только время может нас рассудить.
Беседа наша, если не ошибаюсь, проходила года четыре назад.
Вот уже Дмитрий Анатольевич Медведев говорит об инновациях и внедрении компьютеризации в школы, вузы, министерства и ведомства.
Может быть, после этого у А.А. Фурсенко изменится отношение к компьютеризации?..
Я много раз звонил в министерство, отправлял письма. Тишина! Меня там не понимают.
Вот министр образования и науки Российской Федерации.
Родился 17 июля 1949 года в Ленинграде.
В 1971 году окончил Ленинградский государственный университет имени А.А.Жданова. В 1971 — 1991 гг. — стажёр-исследователь, младший научный сотрудник, заведующий лабораторией, заместитель директора по научной работе, ведущий научный сотрудник Физико-технического института имени Иоффе АН СССР (Ленинград). А вот его замы...
|
|
|
|
|
|
Реморенко Игорь Михайлович |
Один хороший человек мне сказал, когда я не мог дозвониться до Исаака Калины (он тогда работал заместителем министра — ныне возглавляет столичный Департамент образования):
— Владимир Владимирович, вам надо найти своих людей в министерстве, с ними пообедать, поужинать, чем-нибудь кому-то помочь, как-то заинтересовать, приблизить к себе — и тогда эти люди вам начнут помогать...
Заметьте, не произносились слова «откат», «взятка», «подмазать» — нет-нет, все теперь говорят эзоповым языком — вдруг прослушка...
Своему знакомому сказал, что этот путь не для меня. На что мой приятель сказал: «Тогда и сосите лапу — и не жалуйтесь». Вот биография Исаака Иосифовича Калины, министра Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы.
Родился 14 ноября 1950 г. в с. Шарлык Шарлыкского района Оренбургской области. Окончил Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П.Чкалова по специальности математика (1972 г.), Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности государственное и муниципальное управление (1998 г.).
1972 г. — преподаватель ГПТУ-29, г. Оренбург
1972-1973 гг. — служба в Советской Армии.
1973-1981 гг. — преподаватель, завуч, преподаватель математики СПТУ-12, с. Шарлык Оренбургской области.
1981-1984 гг. — учитель средней школы № 2, с. Шарлык Оренбургской области
1984-1989 гг. — директор школы-интерната № 1, г. Оренбург
1989-1992 гг. — заведующий Промышленным РОНО, г. Оренбург
1992-1994 гг. — заместитель начальника Главного управления образования Оренбургской области, г. Оренбурга
1994-1996 гг. — начальник Управления профобразования Администрации Оренбургской области, г. Оренбург
1996-2002 гг. — начальник Главного управления образования Оренбургской области, г. Оренбург
2002-2004 гг. — заместитель генерального директора ФГУП «Издательство «Просвещение», г. Москва
2004-2007 гг. — директор департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации2007-2010 гг. — заместитель министра образования и науки Российской Федерации.10 ноября 2010 г. указом мэра назначен министром Правительства Москвы, руководителем Департамента образования г. Москвы.
Я не знаком лично с Исааком Иосифовичем Калиной. Может быть, он прекраснейший человек, и Москве дико повезло, что его назначили министром образования столицы.
Среди нескольких миллионов москвичей, имеющих высшее образование и отношение к педагогике, не нашлось ни одного человека, способного возглавить Департамент образования столицы. Не правда ли, это странно? Исаак Иосифович Калина, видимо, гений.
В своё время я хотел поговорить с Исааком Иосифовичем. Я сделал 120 звонков в его приёмную, и мне всегда вежливо сообщали, что он занят, и мне всегда вежливо говорили, что перезвонят (не перезванивали), и меня всегда вежливо в приёмной уверяли, что о моих звонках ему передают...
Не сомневаюсь: Исаак Иосифович Калина не прочтёт моих строк в «Дневнике предпринимателя». Не прочтут этих строк и люди из его окружения. Не узнают об этих строчках директора московских школ.
Уверен: сам Исаак Иосифович не владеет слепым десятипальцевым методом работы за компьютером — и не считает это нужным. (Если ошибаюсь — готов принести публичные извинения Исааку Иосифовичу Калине.)
И все чиновники Департамента образования, вслед за шефом, не считают это нужным и полезным.
И все директора школ, вслед за чиновниками, не считают нужным овладеть слепым десятипальцевым методом.
И все учителя, вслед за своими директорами, не считают нужным этому учиться.
В любой школе пятиклассники, как правило, компьютер знают лучше, чем учителя. Мы всё обсуждаем, как изменить наше общество. Мы всё спорим, как улучшить нашу жизнь.
Да всё просто: начинать надо со школы, а лучше — с детского сада.
Что нужно сделать?
Первое: увеличить зарплату учителям в пять-шесть раз.
Второе: обеспечить всех учителей нормальными жилищными условиями.
Третье: безмозмездно предоставить всем учителям компьютеры и выход в Интернет.
Четвёртое: организовать так, чтобы двухмесячные каникулы учителя проводили в лучших европейских городах (можно и в японских, и китайских, и американских) — с тем, чтобы они смогли поднять свой уровень культуры, а также познакомились с жизнью других стран и методами педагогики других стран.
Пятое: постоянно проводить для учителей семинары и переподготовку, привлекая для этого самых крупных учёных нашей страны, обеспечивая их комфортными условиями во время проживания в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах России.
Чтобы школа наша лучше заработала, на мой взгляд, необходимо изменить систему учёта знаний, то есть отметки.
Самое правильное — отменить домашние задания. У хорошего учителя всегда хорошо учатся дети...
Хотите, чтобы школа стала лучше, а следовательно, потом и общество, — нужно перечитать все книги Симона Львовича Соловейчика. Боюсь, что Андрей Фурсенко, Исаак Калина и другие чиновники вряд ли даже слышали это имя. Хотя кто его знает — может быть, и слышали...
Об этом я думал, читая письма, авторы которых предлагали мне продвигать «СОЛО на клавиатуре» в школах, колледжах, университетах... Сегодня таких писем было более двадцати.
Кстати говоря, я ведь на эту тему общался с Натальей Александровной Тимаковой и Аркадием Владимировичем Дворковичем — и они вроде меня поняли, посочувствовали мне и даже дали полезные советы.
Наталья Александровна Тимакова и Аркадий Владимирович Дворкович закончили наш университет: Наталья Александровна — философский факультет, Аркадий Владимирович — экономический. Что приятно — это я чувствовал, когда беседовал с ними, — в них жив университетский дух. Они работают сутками и действительно хотят улучшить нашу жизнь. Но, увы, не всё в их власти. Увы!
Я знал отца Аркадия Владимировича — Владимира Яковлевича Дворковича, известнейшего шахматиста и шахматного арбитра, автора лучшего учебника для шахматных судей.
Всё в этой жизни переплетается!
Устав отвечать на письма, поехал обедать в «Му-Му» — как всегда, с Померанцевым П.В. и Никитиным Е.А.
По дороге и во время обеда, как всегда, говорил с ними о том, что нужно учиться лучше планировать свою работу.
Затем поехал домой — готовиться к радиопередаче.
В час ночи сел перед микрофоном — и начал трёхчасовой прямой эфир.
Говорил о том, что у нас есть права, но мы не умеем ими пользоваться. Эфир прошёл хорошо. Мы серьёзно обсуждали проблему — и с радиослушателями понимали друг друга.
Звонили ночью из Волгограда учителя; задавали в два ночи вопросы пенсионеры из Твери; рассказывали в три ночи о своей грустной доле врачи из Красноярска; делились сомнениями москвичи (они по профессии инженеры); ругали своего губернатора слушатели из Владимира...
Взволновали меня слёзы радиослушательницы из Волгодонска — она рассказывала свою историю и плакала, а я в прямом эфире её успокаивал — и вроде мне удалось это сделать.
Были звонки от учеников, которые благодарили за «СОЛО на клавиатуре».
В очередной раз я подумал: вот ведь — министр Андрей Фурсенко, руководитель столичного образования Исаак Калина — не понимают меня и вряд ли поймут (между нами пропасть), а простые люди меня поддерживают, понимают, и я помогаю им сохранить оптимизм — несмотря ни на что, вопреки всему.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Я знаю, что, несмотря ни на что и вопреки всему, успех у нас будет. Нужно верить — и бить в одну точку. У меня хороший тыл — факультет журналистики МГУ имени Ломоносова...
«Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти!» Оноре де Бальзак