Наиболее опасные для пешеходов районы Москвы выявил ОНФ. Столичный штаб «фронтовиков» создал карту зон высокого риска на дорогах города. Выяснилось, что шансов оказаться под колесами автомобиля гораздо больше у тех, кто гуляет по историческому центру города, чем у любителей бродить вдоль МКАДа.
Лидером антирейтинга самых опасных районов столицы оказались элитные Хорошево-Мневники и Тверской. Несмотря на высокий статус этих мест, именно там фиксируется наибольшее число ДТП с участием пешеходов. Согласно данным, которые приводит ОНФ (их общественные контролеры брали из свежей официальной статистики федерального ГИБДД), на территории Тверского района за прошедший 2015 год под колесами машин оказались 58 человек. Из них 9 погибло и 49 пострадало. Для сравнения, в прошлом году на этой территории погиб всего один пешеход. При этом сильнее всего рискуют те, кто отваживается пересечь проезжую часть по наземным переходам в районе между домами 6 и 34 по Долгоруковской улице. На счету этой «темной» зоны четыре сбитых, из них двое погибли.
В Мневниках картина немногим лучше: 57 наездов на пешеходов с пятью смертями. Кроме того, наиболее неблагоприятными для «безлошадных» граждан признаны районы Тимирязевский, Бабушкинский, Люблино и Ярославский.
В целом же, по подсчетам авторов исследования, на дорогах столицы в прошлом году только на легальных для пешеходов «зебрах» погибло 90 человек. Фронтовики уверены, что причина далеко не в разгильдяйстве граждан: как пеших, так и тех, что за рулем. Корень зла они видят в самих пешеходных переходах, которые не обеспечивают должный уровень безопасности. В пример активисты ОНФ приводят ту же Долгоруковскую. На отрезке от дома 6 до 34 организовано несколько нерегулируемых переходов, на которых люди в темноте превращаются в настоящие мишени. Кроме того, разметка «зебры» плохо видна даже с небольшого расстояния. В результате автомобиль физически не успевает сбросить скорость.
Также в черный список угодила Нижегородская улица в Таганском районе. Там в прошлом году было зафиксировано четыре ДТП с пешеходами. Общественники во время рейда обнаружили, что на этой трассе где-то нет дорожных знаков, где-то слишком высокие отбойники, из-за которых водители чувствуют себя как лошадь в шорах.
- Эти цифры говорят о том, что для создания безопасной среды в городе нужно проводить большую работу, - комментирует результаты исследования руководитель проекта «Транспортный дозор» Илья Свиридов, - Конечно, полностью исключить человеческий фактор нельзя, но оборудовать безопасные переходы – более чем выполнимая задача.
О пресловутом человеческом факторе говорят и эксперты в сфере организации дорожного движения.
- Пешеход – самый незащищенный участник дорожного движения, - говорит бывший руководитель ГИБДД России, сенатор Владимир Федоров, - Уговорами и наказаниями здесь дело не поправишь. - - Надо, чтобы сотрудники ГИБДД работали на опасных участках дорог не в одиночку, а группами по три, четыре, пять человек, считает бывший руководитель ГИБДД России, сенатор Владимир Федоров.- Тогда будут успевать ловить пешеходов, которые нарушают ПДД. Кроме того, неплохую службу могла бы сослужить так называемая «шок-информация». Это когда на большущем плакате рядом с зеброй написано: «Здесь за такой-то период погибло столько-то человек». Сойдет в качестве прямого удара в мозг и незатейливый рисунок прямо поверх разметки в виде красного контура лежащего на проезжей части сбитого человека.
Однако любая пропаганда, по мнению корифеев ГИБДД, не будет работать без тщательного анализа дорожной ситуации со стороны специалистов.
- Раньше в каждом округе Москвы была служба инженерной организации движения, - вспоминает сенатор, - Теперь такие специалисты есть только на уровне города, в округах нет. А нужно каждую такую «черную точку» изучить именно с инженерной стороны. Для примера – Ленинский проспект: это широкая трасса, но там светофоры только на перекрестках, а между – просто зебра. На каких-то участках надо уменьшить период ожидания на светофоре, где-то наоборот увеличить.
Еще один фактор, на который обращают внимание эксперты, - скорость движения автомобиля. Причем не ее превышение, а разрешенная скорость как таковая. Она, по мнению специалистов, в Москве не имеет ничего общего с представлениями о безопасности.
- В Европе разрешенная скорость в городе максимум 50 км/ч, и штрафуют уже за отклонение на два км/ч в плюс, а у нас 60 и предупреждение за превышение на 20, - негодует председатель общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов, - Водитель видит пешехода за 30-40 метров, но на такой скорости он не успеет затормозить, а пешеходу не хватит времени даже чтобы переставить ногу.
По мнению защитников прав пешеходов, именно из-за модели движения «светофор – пробка - быстрый разгон» Тверской район и заработал печальное лидерство в рейтинге.
- Там кругом пешеходные зоны, светофоры, - говорит Соколов, - Водители начинают нервничать, потом резко разгоняются и не успевают среагировать на пешехода, который чувствует себя как раз защищенным и спокойным из-за тех же самых пешеходных зон.
Между тем, как рассказали «МК» в «Союзе пешеходов», активисты движения обеспокоены тем, что время ожидания разрешающего сигнала светофора на некоторых «зебрах» Москвы недавно возросло в 2-2,5 раза. Так, чтобы перейти Неглинную улицу пешеходам, следующим по Кузнецкому мосту, приходится ждать 140 секунд, а тем, кто хочет пересечь Петровку — 120 секунд. При этом в «Союзе пешеходов» отмечают, что количество автомобилей на этих улицах невелико, что вкупе с необходимостью долго стоять на светофорах провоцирует пешеходов перебегать проезжую часть на красный свет. В связи с этим активисты движения недавно направили в Правительство Москвы предложение уровнять время ожидания на светофорах для пешеходов и автомобилистов, поскольку первые (особенно в будние дни) спешат по своим делам ничуть не меньше, чем последние