Для пассажиров московского метро кое-что изменилось. Во-первых, оплатить проезд теперь можно только картой «Тройка» и ей подобными — все одноразовые бумажные проездные, банковские карты и мобильный банк в телефоне придется отложить до здоровых времен. Во-вторых, «Тройка» должна быть обязательно привязана к цифровому пропуску, разрешающему поездки по Москве. Новые правила уже вызвали много вопросов — на некоторые постарался ответить «МК».
Один из популярных вопросов, которые задают друг другу пользователи соцсетей: можно ли пользоваться одной и той же картой «Тройка» для компании — к примеру, если мать везет двоих детей на дачу или к врачу?
Напомним, что для детей младше 14 лет оформлять пропуск не нужно (да и паспорта у них нет), и передвигаться на транспорте они могут только в сопровождении родителей. Соответственно, используют родительский проездной.
Что же касается совместных поездок взрослых людей, то в теории по одной «Тройке» вы можете провести не только себя, но и своего спутника. Однако если ваши документы проверят, важно, чтобы у каждого в цифровом пропуске был указан номер своей «Тройки». Тот же принцип действия актуален для семей, которые выезжают из дома по очереди в разные дни: муж и жена могут указать в своих пропусках одинаковый номер «Тройки», как и номер автомобиля, и пользоваться ею поочередно. Напомним, что проездная карта не именная, и ее свободно можно передавать другому лицу.
Сложности могут возникнуть при поездках на наземном транспорте, а не в метро. Как известно, в метро фактически невозможно проехать зайцем (только если перепрыгнешь через турникет или пройдешь за кем-то «паровозиком», но в полупустых вестибюлях это затруднительно), а вот на автобусе или в трамвае легко можно «забыть» приложить карту к валидатору. Когда контролер проверяет проездной билет, он видит только последнюю операцию: соответственно, если трое пассажиров подряд использовали три поездки на «Тройке», доказать, что он не заяц, сможет только тот, кто прикладывал билет последним.
Вот, что сказано на официальном сайте «Тройки»: «Карта «Тройка» хранит только последнюю операцию, поэтому контролер при проверке билетов увидит, что карта была приложена 1 раз. Однако если у вас записаны 60 поездок, то вы можете пропустить хоть 60 человек, поэтому проблем, чтобы пройти вдвоем или втроем в метрополитен, возникнуть не должно. В московском метро контролеры не против такого метода оплаты проезда для нескольких пассажиров, а вот в автобусе, троллейбусе и трамвае могут возникнуть разногласия с контролером с последующей оплатой штрафа за безбилетный проезд».
Конечно, эта информация была представлена в «мирное» время, однако причин, почему бы она перестала быть актуальной, не наблюдается — в режиме пропусков главное, чтобы на каждого человека был оформлен цифровой документ, а «Тройка» была зарегистрирована системой.
Напомним, что цифровой пропуск на «Тройку» начинает действовать спустя 5 часов после подачи заявки. Однако москвичи все равно спрашивают: можно ли купить в кассе метрополитена новую карту и сразу же пройти по ней? Ответить на этот вопрос можно двумя способами — теоретически и практически.
Начнем со второго варианта. Днем в четверг, 23 апреля (около 14.00), корреспондент «МК» проделала эту операцию на одной из станций серой линии метро. Кассир, у которой мы попросили «Тройку» и сразу деньги на одну поездку, никак не отреагировала — не предупредила, что к проездному нужно привязать пропуск, только выдала билет. Турникет тоже не сопротивлялся и спокойно пропустил «незаконного» пассажира. Выходит, система все еще работает неидеально.
Однако рассчитывать на это и дальше категорически не рекомендуется. Во-первых, настройка техники — дело довольно быстрое, и есть риск, что на другой станции, когда вы будете ехать обратно, турникет скажет «нет!». Во-вторых, проверить пропуск по-прежнему имеет право сотрудник полиции, которого вы встретите по дороге. Ну и в-третьих — законы вообще-то нарушать нехорошо.
Последнее слово остается за столичным Департаментом транспорта. Однако на момент подписания номера «МК» нам не удалось получить официальный комментарий ведомства.
Между тем в пресс-службе Московского метрополитена, куда «МК» обратился за разъяснениями, дали более категоричный ответ.
«В соответствии с транспортным законодательством Российской Федерации, каждый пассажир должен иметь свой билет. В метро сотрудники полностью контролируют ситуацию и определяют режим ее работы в зависимости от ситуации. Она функционирует как в автоматическом режиме, так и управляется дистанционно нашими специалистами. Благодаря такому подходу у нас есть возможность не допустить нарушения социальной дистанции у пассажиров, которую сейчас крайне важно соблюдать. Контролеры ГКУ «Организатор перевозок» осуществляют проверку и в метро, и в наземном транспорте», – сообщили представители метро.
Евгения Никитская