Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

У «скорой» — новые скорости

Первая медицинская помощь наиболее эффективна в течение первого «золотого» часа

В большом городе каждый день что-то случается: аварии, пожары, отравления, переломы, инфаркты-инсульты, нападения... И первая врачебная помощь — самая ценная. В медицине есть даже понятие «золотого часа» — именно в этот промежуток времени максимальные компенсаторные функции организма человека, получившего внезапные и серьезные повреждения, эффективно поддерживают его стабильное состояние.

 

Первая медицинская помощь наиболее эффективна в течение первого «золотого» часа
фото: Наталья Мущинкина
Николай Плавунов.
 

Но всегда ли в условиях мегаполиса у бригад «скорой» есть этот «золотой час», тем более в час пик, когда город стоит? Какие вообще претензии предъявляют москвичи к службе «скорой»? И чего нам ждать от нее в будущем?

На эти и другие горячие вопросы наших читателей и редакции ответил посетивший «МК» главный врач Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С.Пучкова Департамента здравоохранения г. Москвы Николай ПЛАВУНОВ.

СПРАВКА "МК"

В первом полугодии 2015 года столичная «скорая» выезжала по вызовам больных 2 млн раз. Каждый третий из позвонивших госпитализирован. Наш большой город обслуживают около 10 тысяч сотрудников «скорой».

«Время приезда к месту ДТП сократилось в два раза»

— Николай Филиппович, время, как известно, играет не в пользу больного. Всем ли необходимым оснащены сегодня кареты «скорой», чтобы быстро помочь больным или пострадавшим уже на месте или на пути в стационар?

— Сейчас все бригады «скорой» оснащены мобильными комплектами, которые выполняют функции мини-компьютеров, а также навигационными картами, работающими в системе ГЛОНАСС. Все это позволяет в автоматизированном режиме принять вызов от больного, проложить оптимальный маршрут к месту его нахождения и делать отметки обо всех этапах выполнения задачи.

Поскольку технический прогресс не стоит на месте, мы обратились к правительству города с предложением об оснащении бригад «скорой помощи» мобильными комплектами следующего поколения на базе электронного планшета. В дальнейшем эти планшеты смогут подключаться к единой медицинской информационной аналитической системе, которая позволит получать информацию из амбулаторной карты пациента, находящейся в поликлинике. А значит, врачи бригады будут иметь более полное представление о пациенте, к которому выезжают. Можно также в режиме онлайн передавать в поликлинику информацию о вызове «скорой» к пациентам, что особенно важно для хронических больных.

— Не секрет, что скорость «скорой» имеет подчас решающее значение в том, будет ли пострадавший человек жив. Как вам удается объезжать пробки, особенно в часы пик?

— Помимо бригад, которые находятся на подстанциях, внедрена система постов скорой медицинской помощи по городу. Сегодня в Москве их более 70: это посты на МКАД, на Третьем транспортном кольце и на других магистралях с высоким риском ДТП. Кстати, эта система оказалась очень эффективной на присоединенных территориях — там сегодня развернуто 11 таких постов.

Широко используем и санитарную авиацию. С 2015 года вертолеты вылетают не только к пострадавшим в ДТП, но и к тяжелым пациентам. Закуплено еще два медицинских вертолета, которые планируется ввести в эксплуатацию в ближайшее время.

СПРАВКА "МК"

По данным ВОЗ, в мире травмы и увечья являются основной причиной гибели людей в возрасте от 15 до 45 лет. И в России, согласно официальной статистике, в последние десятилетия травматизм занимает одно из ведущих мест среди показателей смертности.

— Николай Филиппович, в модернизацию российского здравоохранения в последние годы вложены сотни миллиардов рублей. Досталось ли что-то московской «скорой» от этого «пирога»?

— Досталось. В результате вложенных бюджетных и городских средств обновлен практически весь парк автомобилей «скорой помощи». Закуплено и установлено более 8 тысяч единиц медоборудования. Введены в работу мобильные комплекты для бригад скорой медицинской помощи третьего поколения. Заработала новая телефонная станция для приема вызовов от населения. Это лишь небольшая часть того, что сделано в последние годы. А эффективность выражается в показателях качества и доступности оказания скорой медицинской помощи людям. Например, в 2010 году время прибытия к больным в среднем составляло около 17 минут, сейчас — около 12 минут. Время приезда к месту ДТП составляло около 16 минут, сейчас — 8 минут. Сократилось в два раза!

Фактор времени имеет большое значение при оказании первой помощи пострадавшему. Считается, если человек доставлен в больницу в течение первого «золотого» часа после получения травмы, то это помогает обеспечить ему самый высокий уровень выживаемости и значительное снижение риска развития осложнений после травмы.

 

фото: Александр Астафьев
 

 

«В природе нет таких документов, которые бы предписывали «скорой», кого из пациентов везти в больницу, а кого нет»

— Николай Филиппович, почему сегодня «скорая» выезжает не по всем вызовам и госпитализирует далеко не всех больных, желающих попасть в стационар? Есть распоряжение сверху?

— Никогда не существовало документов, которые бы диктовали «скорой», каких пациентов везти в больницу, а каких нет. Единственный критерий: медицинские показания. Мало того, многие позвонившие нам больные отказываются от госпитализации, несмотря на уговоры бригады, родственников. В таких случаях к ним выезжаем повторно (почти в половине случаев), ставим актив «03», лечим. Считаю, к врачам нужно прислушиваться, поскольку при отказе от госпитализации последствия могут быть печальными. Самое плохое, если от больницы отказываются пациенты с пневмонией, инфарктом, инсультом, клиникой «острого живота», надеясь на благоприятный исход…

— Известно: наиболее частая причина смертности россиян сегодня — сердечно-сосудистые болезни. При каких симптомах вызов врача обязателен?

— Есть два главных угрожающих жизни человека заболевания: инфаркт и инсульт. И очень важно время от момента развития заболевания: для инфаркта этот период составляет до 6 часов, для инсульта — до 3 часов. Но пациенты нередко очень поздно прибегают к помощи «скорой». Симптомом и основанием для вызова врача могут быть боли в груди или сильная головная боль с нарушением речи. В таких случаях нужно немедленно обратиться к врачу, а лучше набрать «03». Госпитализация этих пациентов обязательна!

— Правда ли, что лимит времени на одного больного у врача, выезжающего на вызов, составляет сейчас 15 минут. Или доктора лукавят?

— Этот лимит не имеет никакого отношения к врачам «скорой». Буквально недавно вышел приказ Минздрава, в котором прописаны нормативы времени приема больных, но только специалистами поликлиник. У нас же нет жесткого норматива. Зачастую врачи «скорой» хотят как можно быстрее госпитализировать больного, не проводя лишних манипуляций, так как от этого зависит их жизнь. И лечить пациента начинают уже в автомобилях «скорой», где есть для этого все условия.

— Сегодня в городе работают еще и коммерческие бригады «скорой», они тоже имеют спецсигналы. Насколько высок профессионализм врачей этих бригад и какова оснащенность автомобилей?

— Как и в любой другой стране, в России есть два вида структур, имеющих законное право оказывать медицинскую помощь больным: государственные и коммерческие. Коммерческие «скорые» тоже имеют лицензию, а значит, и право на применение спецсигналов. И для оснащения бригад есть единые нормативы. А что касается профессионализма врачей коммерческой «скорой», я ни в коей мере не хочу говорить отрицательно о работе наших коллег. Но больной при обращении за помощью должен учитывать: бригады государственной «скорой» размещены на территории Москвы так, что это гарантирует прибытие на вызов в течение максимум 20 минут. У коммерческой службы «скорой» таких возможностей нет ввиду небольшого количества имеющихся у нее машин.

— Сегодня на вызов может приехать не врачебная, а фельдшерская бригада. Но все ли фельдшеры способны разобраться в трудных случаях заболеваний?

— На вызов, поступивший в «скорую», направляется ближайшая свободная бригада, в том числе и фельдшерская. Основной принцип: быстрейшее оказание первой помощи. И при необходимости фельдшерская бригада всегда может вызвать врачебную. Как правило, этого не происходит. Фельдшеры «скорой помощи» — специалисты высокого уровня, имеют право и на постановку диагноза, и на назначение лечения. К тому же эти бригады дополнительно оснащены аппаратурой для передачи ЭКГ на расстоянии. А значит, всегда могут получить консультацию врача-кардиолога, который находится у пульта станции «скорой». В столице работает 8 типов бригад «скорой», в соответствии с их профилем и количество медработников.

«Нареканий на качество оказания медицинской помощи стало меньше»

— Прошла информация, что в связи с «оптимизацией здравоохранения» в Москве сократили число бригад «скорой», выезжающих к психбольным…

— Мы ничего не сокращали, просто привели бригады в соответствие с документами, которые издал Минздрав. И теперь работаем в этом алгоритме. Сегодня на вызове работают бригады психологические, неврологические, психиатрические, реанимация. На линии выходят и 60 бригад детской «скорой» — они также рассредоточены по городу, чтобы быстрее добираться до больных детей от 0 до 18 лет. Считаю, их для столицы вполне достаточно.

— Вопрос на засыпку: сколько с начала года к вам поступило жалоб и как это число соотносится с цифрами предыдущих лет? В «скорой» вы уже работаете около 8 лет, есть с чем сравнивать...

— В целом жалоб стало меньше. Есть обращения, вопросы, благодарности. Но и обращений, связанных с нареканием на качество оказания медицинской помощи, стало меньше. В последнее время нет жалоб, связанных с опозданием к больным. Помогли организованные по всему городу посты «скорой помощи», а также вертолеты для быстрой доставки больных, особенно если они пострадали при ДТП. Все обращения, поступающие к нам, тщательно анализируем, связываемся с каждым недовольным.

— Николай Филиппович, нужна ли врачам «скорой» охрана в связи с тем, что в последнее время участились случаи нападения на докторов-спасителей, и есть даже факты убийства врачей?

— Мы не являемся сторонниками вооружения врачей «скорой помощи», учитывая другие функции, которые медработники должны выполнять. Но при этом, о чем я уже не один раз говорил (и наша инициатива поддержана), работников «скорой помощи» при выполнении служебного задания пора приравнять по правам к работникам правоохранительных органов. То есть ужесточить меры, связанные с неправоправными действиями по отношению к людям в белых халатах, — и в материальном смысле, и в уголовном.

...Лето, увы, давно улетело. Каким оно было с точки зрения главного врача московской «скорой»?

Как рассказал Николай Филиппович Плавунов, нынешнее нежаркое лето было только во благо жителям Москвы: они значительно реже получали тепловой удар (в прошлом году — 78, в этом — 13) и в два раза реже тонули (в прошлом году в Москве утонули 112 человек, в этом — 56). Но травились грибами москвичи в этом году почти в три раза чаще: в 2014-м — 11 человек, в этом — 31.

В целом «скорую» жители и гости столицы этим летом вызывали примерно с такой же частотой, как и в прошлом году. А медики стали на две минуты быстрее приезжать на вызовы: за семь месяцев прошлого года «скорая» добиралась до пациента в среднем за 14,5 минуты, в этом году — за 12,7 минуты. Что, по мнению нашего эксперта, связано в том числе и с улучшением транспортной ситуации в г. Москве.

А ТЕПЕРЬ — ВНИМАНИЕ!

В службу московской «скорой» жители столицы могут обратиться как через сайт mos03.ru, так и по тел. 103. В экстренных случаях можно обратиться к дежурному администратору «скорой», который работает и в выходные, и в рабочие дни.

Устное обращение можно оставить по тел. (495) 445-67-73 (в рабочее время) или (499) 445-01-02; (499) 445-02-13 (круглосуточно).

Помимо этого на сайте есть колонка главного врача «скорой».

Александра Зиновьева

Источник

914


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95