У нас есть представление о неземной красоте и неземной чувственности. За эпитетом «неземной» плотно закрепилась ассоциация с миром небесным, однако многочисленные переработки сюжетов о русалочке-ундине формируют другие представления об иномирном недоступном существе.
Обложка комикса «Ундина» Алексея Горячева
В комиксе Алексея Горячева «Ундина» русалочка представляет собой недостижимое женское (неземное-водное, а не неземное-небесное) воплощение. У земной женщины не пробьют спину крылья и не отрастет хвост. Однако осовремененная Ундина выкручена до максимума, — комикс уводит нас от тихой крови и почти шёпотом рассказанного насилия в христианской «Русалочке» Андерсона к настоящему биопанковому* ужасу и гиперреалистичному садизму. Жертвенная любовь русалочки Андерсона, ундины Фуке и ундины Горячева в общих чертах представляет собой самопожертвование одного порядка. Примечательно, что девушка из комикса на допросе после совершенного преступления называет себя Мариной и зомбировано говорит, что только с таким именем она могла встретить любовь всей своей жизни.
Марина Цветаева была заворожена сказкой Фуке про Ундину: она ссылалась на неё множество раз и выявила мифологему, важную и в обсуждении комикса, — женщина–вода–гибель. По запросу женщина–вода–гибель на Яндексе нашлось 13 тыс. результатов.
«Вечно женственное влечёт нас ввысь»
«Фауст» Гёте
Вечная женственность Соловьёва или женственность Гёте — это всегда что-то внешнее по отношению к нам. Если я женщина, то вечная женственность — это никогда не я, это всегда что-то, что пленит и музицирует извне. Потому и в современной «Ундине» русалочка может оказаться только вовне, сама главная героиня Галина (Марина) никогда не окажется ею. Невоплотимая высшая красота останется недоступной абстракцией даже если её сошьешь в стиле пэчворк из самых красивых женщин Земли.
Тема вечной женственности стала снова популярна в Серебряном веке, когда как раз пленённая идеей обрести водное воплощение Цветаева пишет:
«Я — бренная пена морская».
Чёрное море (1881), автор И. К. Айвазовский
И если у Андерсона русалочка превращается в пену, а у Горячева оказывается в следственном изоляторе, то в Америке в 2004 году продолжают (начинают) находить русалок, выбросившихся на берег (если руководствоваться информацией из фильма «Русалки: Обнаружено тело. Mermaids The body found 2011 HD», выложенном на ютьюбе под таким названием).
Парацельс в трактате о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах и прочих духах говорит и об ундинах в том числе:
«Чем тверже пространство, тем тоньше существо, обитаемое в нем, и чем тоньше пространство, тем грубее существо».
Человек живёт в нежной среде, и поэтому он грубее всех. Так же как ундины, русалочки имеют тонкую ласковую среду, поэтому они тверды внутренне. Может, поэтому союз русалочки и человека сложен, остр, но возможен. Парацельс считает, что существа других стихий показываются человеку с тем, чтобы продемонстрировать, как «удивителен Бог в своих творениях».
«Водное племя не только было воистину увидено человеком, но женилось на нём и рождало от него детей»
«Так происходит с водным племенем. Они приходят к нам из своих вод, становятся известными, действуют и ведут с нами дела, возвращаются в свои воды, – опять приходят – и всё это для того, чтобы позволить человеку созерцать Божественные творения».
«Трактат о нимфах, сильфах, пигмеях и саламандрах и прочих духах» Парацельса
Русалки выходят из воды перед Троицей (1879), автор К. Е. Маковский
Сшитая из любви и ненависти Ундина в комиксе была дана мужчине не Богом, а земной женщиной, поэтому она так кошмарна, поэтому воплотить божественное творение земными средствами невозможно. Даже будучи любовной, оказывается ужасающей, однако неземной жуткий порыв воспаленного сознания удовлетворяется, и ищущий Ундину художник действительно находит её в сшитой из кусков земных женщин русалочке.
«Другие становятся псевдоундинами — отрицательными и вообще уже недочеловеческими мутантами, которые максимальным образом воплощают в себе саму деградацию человеческого архетипа, утратившего всякое присутствие духа и уже "полурастворенного" в "нижних водах", но еще разгуливающего по улицам. Появляются и псевдосильфы, ставшие переносчиками всевозможных неоспиритуалистических и психически заразных "лярв". Единственные, кто не подвержен этой инерции, это саламандры, тотальные враги эфирократии»
«Граф де Габалис, или Разговоры о тайных науках» Монфокон де Виллар
Анастасия Елизарьева
* Биопанк (от англ. biology «биология» и punk «панк») — направление в научной фантастике, посвящённое социальным и психологическим аспектам использования генной инженерии и применения биологического оружия.