Где может подработать студент? Так, чтобы удобно с учебой совместить, не слишком загрузиться, но при этом чтобы интересно: не полы драить и кофе носить. Самый распространенный вариант, подходящий под все критерии – репетиторство.
Когда мне предложили подтянуть племянника по английскому, сомневалась. У меня ведь совсем не было опыта! Да, я знаю язык на довольно высоком уровне, но знать и научить другого – совсем разные вещи. Тем не менее, так как люди все же не чужие, решила попробовать. И неожиданно у меня получилось.
На своем опыте я убедилась, что, оказывается, студент – это лучший репетитор для ученика средних классов. Вот, почему.
1. Небольшая разница в возрасте
В этом мое преимущество перед преподавателями с двадцатилетним стажем. Я сама только-только была такой, как мой ученик. Еще свежи воспоминания о школе. Помню, какие школьные моменты раздражали, какие – вызывали вопросы. Именно поэтому нам легче найти взаимопонимание.
Разумеется, я соблюдаю все рамки приличий, однако порой могу позволить себе быть с учеником на одной волне. Например, в классе дали задание из разряда «программа требует, выполняйте, как хотите». Тогда я говорю ему: «Понимаю, дружок, понимаю. Ничего не поделаешь. Давай поскорее разделаемся с этой фигней и займемся чем-нибудь интересным». Он смеется, а затем мы спокойно выполняем задание.
Это глупо – вести себя с семиклассником, как с малышом. Прекрасно помню, как бесила в школе показная нравственность учителей, как легко при этом считывалась фальшь в их поведении. Дети не дураки.
Он понимает, что задание – фигня. Я это понимаю. Так зачем притворяться?
2. Свои отработанные методики
Так как я сама, как и мой подопечный, все еще учусь, только опыта у меня в этом побольше, у меня накопилось множество отработанных временем техник, облегчающих учебный процесс.
Я знаю, как легко объяснить грамматические правила, вызывающие ужас.
Я знаю миллион способов по заучиванию большого объема информации. Также знаю, что мало выучить и отчитаться – нужно постоянно возвращаться назад и повторять.
Я понимаю, каких навыков лично мне не хватает, чтобы учиться было еще легче, и стараюсь развивать их в своем ученике.
А еще я знаю, что дети ненавидят слово «надо» и стараюсь постоянно поддерживать в подопечном мотивацию: подробно объясняю, что и зачем мы делаем, какие перспективы перед ним открывает знание языка. Придумываю интересные задания, показываю ему в оригинале фильмы и даю слушать песни.
3. Опыт лучших преподавателей
За многие годы обучения у меня было огромное количество преподавателей. Кто-то до сих пор заглядывает в гости в виде ночных кошмаров, а от остальных я постаралась взять только лучшее.
Вспоминаю своих собственных репетиторов и рефлексирую: какие учебники мне были полезнее, какие методики действительно помогали в обучении. Чего не хватило, а что можно опустить.
Таким образом, из многих-многих лет обучения я выбираю для своего ученика только то, что ему подойдет.
А результат говорит сам за себя: с «тройки» мы без особых усилий вышли на годовую «пять».
Даша Кустова