Современная школьная программа не дает времени на раскачку. Во многих школах при приеме в первый класс требуют, чтобы дети уже умели читать. Перед родителями стоит непростая задача — обучить грамоте, не отбив интерес к учебе. Логопед Оксана Аникеева рассказывает, какие игры и упражнения помогут ребенку запомнить буквы и овладеть чтением.
Как читают взрослые? Чтение — сложный познавательный процесс, которым человек овладевает в результате работы различных мозговых систем и анализаторов. Взрослый воспринимает при чтении слово целиком — непростые операции анализа и синтеза, которые предшествуют этому, происходят автоматически.
Как читают дети? У детей, которые только начинают овладевать грамотой, слово не воспринимается как единое целое. Для них на первоначальном этапе единица чтения — это буква. Ребенок должен увидеть букву, опознать ее графический образ, соотнести с соответствующим звуком. Дальше он должен также опознать следующую букву, не забыв предыдущую, иначе невозможно сложить слог, а из слогов слово.
Эти этапы ребенок осваивает долго, путем слаженной работы всех анализаторов и систем мозга. При этом работают восприятие, внимание, память, воображение, эмоции, речь, мышление и воля. Если эти функции в полной мере не сформированы к 6 годам, то ребенок испытывает сложности при овладении чтением. Первые неудачи часто снижают интерес и желание заниматься, что еще больше ухудшает ситуацию. Получается замкнутый круг: у ребенка трудности, падает мотивация, чтение превращается в ненавистное занятие.
На начальных этапах необходимо обращать внимание на связь звука с буквой
Выход есть, но предстоит целенаправленная и кропотливая работа: логопеда, других педагогов и, конечно, родителей. Общими усилиями нужно сформировать у ребенка стабильный графический образ буквы. Чтобы этот процесс стал не только познавательным, но и интересным, можно разнообразить работу играми и упражнениями.
Предлагаем следующие виды упражнений.
«Подружи звук с буквой»
Изучаем звук «У». Как маленький ребенок плачет? Как волк воет и труба гудит? Что слышится в начале слов «утка», «утро», «умный»? И сразу показываем букву «У». Рассматриваем, запоминаем, даем карточку с ней.
На начальных этапах необходимо обращать внимание на связь звука с буквой. Объясняем ребенку, что любой произносимый звук можно обозначить с помощью специального символа — буквы. Слово, которое предстоит прочитать, — это последовательность букв, которые надо назвать и соединить, то есть произнести.
Игра: предлагаем ребенку поднимать карточку с буквой «У», когда он слышит слово, начинающееся на «У». Играть можно дома, на прогулке, в очереди в поликлинике, в поездке.
«Познакомься с буквой»
При знакомстве с новой буквой обсуждаем, из каких элементов она состоит, «смотрит» налево или направо, на что может быть похожа. Например, «О» — обруч, колесо, «П» — перекладина, турник.
Даем волю фантазии ребенка. Рисуем или рассматриваем веселые картинки с буквами, где буквы представлены в виде персонажей. Например, «Х» — клоун с поднятыми руками и расставленными ногами, «Ы» — пузатая буква, ходит с палочкой. Здесь же знакомим с различными вариантами написания и шрифтами.
«Найди буквы»
Предложите ребенку найти букву среди остальных. Искать можно на приготовленных заранее карточках с рядами букв, в любых книгах, журналах, на уличных вывесках, рекламных билбордах. Например, кто больше насчитает букв «П» за время прогулки в парке. Дома даем ребенку страницу журнала, задание — обвести в круг или подчеркнуть все буквы «К».
«Найди буквы в условиях плохой видимости»
Усложните поиски, предложив ребенку опознать букву сильно зашумленную, например, среди наложенных друг на друга букв, перечеркнутых разными способами.
«Построй или смастери букву»
Здесь огромное поле для творчества: можно вылепить из пластилина, выложить из счетных палочек, карандашей, ручек, мозаики, пуговиц, монет, вырезать из цветной бумаги, даже выжечь на доске или сложить из деталей лего. На улице можно использовать ветки, траву, камни, шишки. Придумывайте новые варианты вместе с ребенком.
«Узнай букву»
Подключаем тактильный и слуховой анализаторы. С закрытыми глазами предлагаем ребенку узнать букву на ощупь — трогать можно пластмассовые буквы магнитной азбуки или заранее приготовленные буквы из пластилина, буквы, выложенные из кнопок. Можно рисовать букву на ладони или спине ребенка. Можно предложить узнать букву по словесной инструкции, например: «Какая буква строится из трех палочек: две стоят ровно, а третья наискосок (И)»?
«Найди ошибку Незнайки»
Незнайка не самый лучший ученик: он недописывает буквы или пишет их неправильно. Предлагаем ребенку внимательно рассмотреть знакомую недописанную или искаженную букву, назвать ее, проговорить, что с ней не так, и дописать недостающие элементы. Но использовать данный вид заданий нужно только на хорошо знакомых буквах.
«Обведи и напиши букву»
Просим ребенка написать изучаемую букву пальцем или указкой в воздухе, палкой на мокром песке или снегу, на крупе. Обводим пальцем букву, крупно написанную на листе, или написанную пунктиром.
«Преврати букву»
Предлагаем ребенку выложить из счетных палочек знакомую букву, а затем «превратить» ее в другую, похожую. Например: «Выложи букву «Т», а потом «преврати» ее в «Г» (верхний элемент сдвигаю вправо).
Фантазируйте, играйте, вовлекайтесь, хвалите ребенка за любые успехи, радуйтесь его маленьким победам!
Оксана Аникеева