Школы сейчас стали настолько разными, что жизнь в одной может восприниматься учениками и учителями другой как инопланетная. По качеству отношений в первую очередь. Как люди относятся друг к другу, к ученикам, к учебе? И бывает, согласия по этим вопросам нет даже внутри одной школы. Вот из такой небольшой районной нам пришли эти заметки.
На что рассчитываем — такие усилия и прилагаем. — Они у вас ничего не знают, — отчитывает завуч после урока. — В тетрадях одни ошибки. А все почему? Трудные у вас тексты для работы. Это же дети! Дети, да. И они — работали. Но вот — не нравится.
***
В школе надо быть пессимистом: меньше усилий, но больше устойчивости к непредвиденным обстоятельствам. — Ваш класс неплохо выступил, вы зайдите после уроков, я скажу, как надо переписать сценарий, чтобы на областной поехать. Да, конечно. Сами-то мы не можем понимать, нами надо руководить. А нас спросить?
***
Вот оптимисту в школе трудно, потому что он никогда не готов к сбою программы: — Вы о чем там с детьми перед уроком смеялись? И вообще — эта ваша проходка по коридору с улыбочкой... И что у нас тут смешного? В самом деле, подозрительно. Разве может быть у учителя признание без согласования? И вообще — радость без труда исполнения правил и начальственной воли.
***
Право на критическое суждение у администрации неотъемлемое, особенно когда можно осадить инициативного учителя. — Разрешите снять мой последний урок, я договорилась через родителей на редкую экскурсию. — А зачем? Опять глотать информацию? Задача учителя сегодня какая? Учить критическому мышлению, вот идите и учите. Кажется, в социологии это называется «конструирование невежества». Но уж как выпало.
***
Это все не от недостатка ума, просто начальство привычно убирает из фокуса все сложное и неочевидное. — Может быть, есть какое-то инструктивное письмо по спорному случаю выставления оценки? — А вы что, мне не верите? Моего слова вам недостаточно? Ну не бежать же мне искать вам документ! Все верно, учителей надо ставить на место. Хорошо хоть не увольнять, с нее станется.
***
Говорят о скорости нарастания изменений. О новых, не учитываемых сейчас, но уже действующих законах развития человечества. Но мы сидим у себя в школе, как древние люди в пещере. Череда благоглупостей длится и длится, а диалог если и случается иногда, то только с детьми.
Любовь Столярова