На 69-м году жизни скончался кинокритик Даниил Дондурей. По предварительным данным, Дондурей умер в Израиле. Причина смерти не сообщается.
Даниил Дондурей более 20 лет был главным редактором журнала "Искусство кино". Лауреат премий "Литературной газеты", журналов "Литературное обозрение" и "Смена". Входил в президентский Совет по правам человека, возглавляя профильную комиссию по культурным правам.
***
Владимир Владимирович Шахиджанян:
Узнал, что сегодня после тяжёлой болезни ушёл из жизни Даниил Борисович Дондурей.
Знаю, что к нему прекрасно относился Михаил Александрович Федотов, председатель совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
Сам встречался с Даниилом Борисовичем несколько раз и всегда поражался глубине знаний, умению отстаивать свои мысли, свои идеи, непоказному благородству и поразительной интеллигентности.
Как замечательно о нём написала Лариса Малюкова:
"В нем сочеталось несочетаемое: храбрость и интеллигентность, идеализм и трезвость суждения, беспримерная мягкость и поразительная в наше пластичное, сервильное время принципиальность и честность. Подчас неудобная. Раздражающая позиция. При этом всегда оправданная и аргументированная. Поэтому ему никогда не было легко. После печально известного съезда, на котором Даниил Дондурей поддержал Хуциева, а не Михалкова, журнал «Искусство кино» вышвырнули на улицу. Да и в последнее время кажется, настоящим чудом, что журнал продолжал выходить. Ежемесячно! Можно представить себе, какой ценой — душевными тратами, нервами — приходилось платить, в общем-то, книжному, негромкому человеку. И казалось, он не унывал. Часами мог обсуждать новые яркие проекты. Такие, как придуманную им и осуществленную сенсационную Московскую молодежную выставку в 1986, впервые легализовавшую «неофициальное» искусство. Он всегда чурался официоза, умел привычное увидеть свежим взглядом.
Но прежде всего, он был мудрецом, способным не только фиксировать, но анализировать, я бы сказала, сканировать процесс развития культуры во всей сложной его взаимосвязи с обществом. Не случайно именно Даниил Дондурей признан одним из самых авторитетных экспертов в области кинематографа, социологи и культуры".
Надеюсь, что благодарные и неблагодарные потомки соберут все его выступления по радио, телевидению, в прессе, в Интернете и смогут выпустить несколько томов умных размышлений, суждений, толкований, сообщений, заключений и мнений.
Не сомневаюсь: лет через десять-пятнадцать вклад Даниила Дондурея в развитие культуры страны (и мира!) будет оценён.
А кто-нибудь сможет написать интересную биографию этого современного Дон-Кихота и выпустить её в серии "ЖЗЛ". Он достоин этого, как никто другой.
***
Андрей Плахов:
Неравнодушный, тонкий и верный, он мог быть и саркастичным, и, когда надо, жестким. Только сочетание этих качеств привело к тому, что коллектив журнала «Искусство кино», оказавшийся, подобно другим толстым журналам, на грани голодной смерти, выбрал своим лидером именно этого человека. И в течение почти четверти века — больше, чем кто бы то ни было из прежних редакторов,— Дондурей руководил журналом. Он сохранил его и в самое трудное время, когда финансировать «Искусство кино» отказались и Минкульт, и Союз кинематографистов (в руководстве которого он не один год состоял), а редакция была фактически выброшена на улицу.
На предстоящем Каннском фестивале состоится презентация нашей совместной книги «Каннские хроники», вышедшей в издательстве «Новое литературное обозрение». Даниила Дондурея на ней, увы, не будет, и это ужасно несправедливо. Как и то, что, хоть многие его работы опубликованы в России и за рубежом, они не собраны в большие книги — ему было не до этого.
***
Карен Шахназаров:
Это большая и безвременная утрата. Это очень известный и авторитетный кинокритик, бессменный редактор “Искусства кино”. Не знаю, какова будет его судьба теперь, потому что Даниил очень много усилий приложил, чтобы этот журнал оставался в мире кинематографа. Это очень яркий, талантливый человек, с активной общественной позицией. Это большая утрата для нашего кинематографа и культуры»
***
Григорий Заславский:
Он был не просто кинокритиком – он был социологом. Дондурей рассматривал кино не само по себе, а в призме формирования российского общества – он пытался понимать современное российское общество через то кино, которое это общество о себе снимает