В прошлый раз я остановился на том, какая ответственность может наступить у человека за те или иные деяния на территории Российской Федерации. Деяния при этом имелись в виду самые, на первый взгляд, обычные. Что плохого в том, чтобы дать приятелю ружьё? Уток пострелять? Ничего, кажется.
Сейчас же давайте немного отвлечёмся от нашего скорбного времени и поговорим о временах старых, древних и античных. Постараемся ответить на вопрос: "С чего начиналась юриспруденция?" или, более правильно, "Как начиналось право?".
Началось всё с мифов и легенд. "Всё" - сказано не только о праве, но и о мысли человеческой как таковой. Идея о существовании некоего непознаваемого Бога (Богов) лежала в основе большинства правовых теорий. Во многих культурах говорится о непосредственном вмешательстве богов в жизнь людей. У жителей Египта, например, была даже точная датировка момента окончания прямого божественного управления - XIX век до нашей эры. Якобы до этого светлого (?) дня Египтом правили Боги. После же власть перешла к смертным жрецам и фараонам. Но и после передачи полномочий смертным высшие сущности остались носителями власти. Фараоны (и аналогичные им по духу правители по всему миру) были проводниками Власти, уполномоченными богами. Как бы сказали в наше время - и.о. Бога. И законы, декларируемые ими, якобы шли из уст управомоченного лица. То есть, опять же, одного из Богов.
Так как законы были даны богами, их нарушение каралось невероятно строго. Да и не помышляли люди о преступлениях - страх перед Богами, вера в них, заставляла людей придерживаться правового повидения. Правда, был один нюанс - боги у каждого племени, а позднее - государства были свои. И за свою Веру, а также в соответствии с законами люди воевали.
Никто точно не знает, были ли боги на самом деле. Понимаю, это звучит странно. Однако уровень развития правопонимания, степень разработанности юридических приёмов и методов, а также полнота регулирования жизни законами в некоторых странах древности была намного выше, чем сейчас. Возьмём, к примеру, Законы Ману. Гигантский сборник религиозно-философских текстов по версии историка или философа. созданный тысячи лет назад в Индии. И удивительно совершенное законодательство с точки зрения юриста! Законы Ману регулировали практически все сферы человеческой жизни, от семейного права до уголовного. Более того - они, в совокупности с другими текстами, регулировали даже загробную жизнь. Не буду заваливать Вас подробностями, и скажу лишь, что современному человечеству до такого уровня далеко.
В Древнем Риме право уже обрабатывалось философами и юристами, а не только жрецами и их покровителями. Уровень детализации законодательства был настолько совершенен, что большинство современных правовых конструкций с той поры изменений не претерпело. А некоторые вопросы из римского права мы вновь открываем для себя спустя века и эпохи. Например, наследование. Может ли считаться наследником ребёнок, родившийся после смерти наследодателя? А если он был зачат до этого? И с какого момента, в таком случае, считать эмбрион человеком, способным быть субъектом права? В Риме все эти вопросы решили с точностью до дней. Мы не можем прийти к единому мнению до сих пор.
В Китае (правда, в более позднее время) юриспруденция вообще стала религией. Название этому чудесному явлению - легизм. Как концепция восприятия права легизм дожил в здравии и до нашего времени, получив широкое распространение в моём родном университете. Основая доктрина - "Писанный Закон превыше всего. И Бога, ибо Закон от Него, и морали, ибо она - ничто без закона, и здравого смысла, ибо Писанный Закон не может быть нездрав". С последним положением согласиться трудновато, но очень хочется. Легисты воспринимают право "как есть", и не считают себя способными как-то трактовать Закон. Мы воспринимаем его исключительно буквально. Правда, иногда у меня проскальзывает мысль, что если бы место легизма в жизни моих бывших одногруппников и сотен других юристов занимала какая-нибудь иная религия или же другое учение - мир вновь окрасился бы в бордовые тона религиозных войн.
Продолжение следует...