Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Юрий Чернавский: По дороге из Тамбова в Голливуд (Часть 1)

Всё ещё думаете, будто наши «там» не пригождаются?..

Песни этого человека исполняли Алла Пугачёва и Валерий Леонтьев. Он – автор культового альбома «Банановые острова», значимость которого для отечественной поп- и рок-музыки с годами становится всё более очевидной. Его усилиями была создана первая в СССР негосударственная студия звукозаписи. Наконец, именно он обогатил наш вокабуляр (впрочем, обогатил ли?..) словечками «попса» и «фишка». Речь – о Юрии Чернавском.

Чернавский в восьмидесятые годы своими магнитоальбомами дал шанс отечественному эстрадному кораблю отплыть к другим берегам. Точнее, к Банановым Островам, где много и остроумно шутят, вальяжно гуляет неведомый «зебрус-африканус», 127-летние роботы выглядят на все 220 вольт, а музыканты в мастерстве своём не уступают профессионалам мирового уровня.


Юрий Александрович Чернавский. Фото 2018 года

Поразительно! – этот же человек писал песни Андрею Разину и, фактически, спродюсировал ему сольный лонгплей, что Разин, с несвойственным для себя чувством благодарности, позже подтвердит в нескольких интервью.

Ну да Бог с ним, с Разиным. Кто из нас не застрахован от просчётов?.. В любом случае, к началу девяностых стало ясно: экипаж эстрадного корабля шансом не воспользовался и, по обмелевшим рекам, повёл судно противоположным курсом – ржаветь среди гор сусального золота. Разлагаться на блатные аккорды в дыму сигарет с ментолом.

Но Юрия Александровича Чернавского на этом корабле уже не было. В 1994 году он с семьёй переехал в Лос-Анджелес, где успешно начал жизнь с чистого листа – вместе с шестнадцатилетним сыном Дмитрием основал фирму по производству видеоклипов и рекламы.

Впрочем, к этому отрезку пути нашего героя мы ещё вернёмся…

 

Первые шаги

Юрий Чернавский появился на свет в Тамбове, в 1947 году. Отцу его на тот момент было сорок шесть, матери – тридцать четыре. Дабы оградить позднего ребёнка от влияния послевоенных подворотен, родители определили его в музыкальную школу, едва тому исполнилось пять лет. С тех пор Юра по нескольку часов в день занимался укрощением нелюбимой скрипки на радость маме.


Тамбов в годы детства Чернавского

Постепенно к укрощению пробудился интерес. Окончив школу, будущий первооткрыватель Банановых Островов поступил в Тамбовское музучилище. Увлёкся творчеством Никколо Паганини, каприсы которого наверчивал по памяти вместо осточертевших гамм. Но осознанное желание посвятить судьбу музыке у Чернавского появилось после знакомства со знаменитым украинским скрипачом и педагогом Алексеем Гороховым, приехавшим в училище с инспекцией.

Неординарный студент настолько заинтересовал киевского гостя выбором репертуара, что тот даже пригласил Юрия помузицировать в свой гостиничный номер. Впоследствии Алексей Николаевич поставит юноше на экзамене оценку «5+» и пообещает большое будущее. А спустя несколько десятилетий Чернавский скажет, что только благодаря Горохову понял: главное в музыке – не ноты, но чувства, которые она рождает внутри.


Скрипач-виртуоз и педагог Алексей Николаевич Горохов

Тем не менее, выдающимся скрипачом Юрий Чернавский так и не стал – в его жизнь неожиданно ворвались джазовые ритмы...

 

Покорение Москвы

Услышав в 17-летнем возрасте композицию Джона Колтрейна «A Love Supreme», наш герой, по его же словам, ничего не понял. А потом… Потом настолько полюбил джаз, что научился играть на саксофоне и организовал свой первый ансамбль, который довольно быстро освоил не только тамбовские танцплощадки, но и конкурсы с фестивалями.


Джон Колтрейн, «A Love Supreme, Part I: Acknowledgement»

Сам же Юра поступил в консерваторию, продолжая из года в год активно повышать мастерство владения инструментом. Результаты были столь впечатляющими, что на 20-летнего саксофониста обратил внимание легендарный артист Борис Ренский. И пригласил играть в свой биг-бэнд.

Так Юра Чернавский, не окончив консерватории, попадает в Москву. В дальнейшем он всё же получит высшее образование. Но исключительно «для галочки». И даже не заберёт диплом, справедливо полагая, что период жизни, связанный с работой в оркестрах Олега Лундстрема и Леонида Утёсова, оказался куда более важным для его профессионального становления, нежели процесс получения «корочек».

Однако, с титанами советского джаза Чернавский распрощается уже к началу 1970-х. Ему – страстному почитателю Маккоя Тайнера и Фредди Хабборда – попросту наскучит бесконечно «лудить» мелодии из советских кинофильмов. Юрий Александрович совершит несколько попыток осовременить звучание и разнообразить репертуар консервативных ансамблей, но понимания у коллег не найдёт.

Между тем, весть о молодом и перспективном джазисте из Тамбова потихоньку распространялась по советским музыкальным кругам. И вскоре Чернавский был приглашён в Азербайджанский государственный оркестр, которым тогда руководил Муслим Магомаев.


Муслим Магомаев, 1970 г.

 

Объездив весь Союз...

Пожалуй, «Великий Муслим» в семидесятые был на пике своей славы. Другого, столь же разнопланового исполнителя, тонко чувствовавшего сцену и ТАК любимого миллионами советских слушателей, у нас не было. Неудивительно, что в оркестре под управлением Магомаева собрались лучшие музыканты Страны Советов, о творческом сотрудничестве с которыми Чернавский сегодня восхищённо вспоминает. Эти люди увлекли его не только джаз-роком и фьюжном – стилями, входившими в моду на Западе, – но и философией. Особенно Юрия заинтересовала теория эмоций Джеймса-Ланге и произведения Ницше.

«Как таковой, философии джаза не существует – это слияние разнообразных философских течений и принципов, которые близки каждому артисту, персонально»

 такое мнение выскажет Чернавский в 2018 году, давая интервью известному журналисту Борису Барабанову.

Оркестр Муслима Магомаева интенсивно концертировал по Советскому Союзу, используя в качестве средства передвижения самолёт Гейдара Алиева, бывшего в ту пору фактическим руководителем Азербайджана. График гастролей был бешеным, но за одно выступление каждый музыкант получал до 70 рублей (для сравнения: ставка народного артиста СССР не превышала сорока). Впрочем, Юрий Александрович спускал кровно заработанные на иностранный винил и музыкальные инструменты, а потому в перерывах между гастролями продолжал обитать в коммунальной квартире на улице Бауманской и пользоваться общественным транспортом.

Покажется странным, но от «ресторанных» заработков Чернавский в те годы тоже не отказывался. Время покажет, что не зря. Именно в одном из подобных заведений судьба сведёт его с барабанщиком Юрием Китаевым. А тот, в свою очередь, познакомит будущего хитмейкера с бас-гитаристом Сергеем Рыжовым.

Втроём им предстоит совершить прорыв в советском эстрадном искусстве…

 

Банановые острова на горизонте!

В 1975 году Чернавский покидает оркестр Магомаева, решая попробовать свои силы в области советского музыкального мейнстрима. Он осваивает синтезатор и пишет первые композиции для ВИА «Фантазия», куда его изначально приглашают на должность аранжировщика. Основную же работу Юрий Александрович во второй половине 1970-х ведёт с ритм-группой Китаева и Рыжова.


Первый состав рок-группы «Динамик»: Владимир Кузьмин, Юрий Чернавский, Юрий Китаев и Сергей Рыжов. 1982 г.

Чувствуя незаурядный потенциал этих ребят, легко игравших наизусть десятки песен «Битлз» и «Роллинг Стоунз», Чернавский знакомит их с передовыми исполнителями джаз-рока и предлагает развиваться в новом, более сложном направлении. Перспектива многолетнего изнурительного труда не испугала музыкантов – отныне по 9 часов в день они упорно репетировали, постигая немыслимые для советской эстрады исполнительские высоты.

 

Поставим какую-нибудь музыку, послушаем её, садимся и играем втроём в этом же стиле. Такое же аккордовое расположение, стилевые ходы, приёмы. «Хватать стиль» было одним из любимых наших упражнений. Как мне известно, никто в стране этим не занимался  

 разоткровенничается наш герой спустя годы.

 

К 1980 году ритм-группа Китаева-Рыжова объективно становится наиболее профессиональной и техничной в СССР. Вместе с Чернавским они примут участие в создании для ВИА «Красные маки» первой советской пластинки в стиле диско, а пару лет спустя запишут два альбома рок-группе «Динамик», ставшей первым отечественным продюсерским проектом Юрия Александровича. Магнитные ленты с альбомами молниеносно разойдутся по стране, обеспечив «Динамику» реноме самой стильной и прогрессивной группы на территории 1/6 части суши.


Альбом «Кружатся диски» стал прорывом для советской танцевальной музыки, познакомив жителей Союза со словами «дискотека» и «диск-жокей».

Неутомимому Чернавскому, однако, этих достижений было уже мало. Со своими верными «рекрутами» он вскоре покинет группу для того, чтобы присоединиться к сверхпопулярному ансамблю Павла Слободкина «Весёлые ребята». С помощью музыкантов этого ансамбля, в соавторстве с известным композитором Владимиром Матецким наш герой и запишет 8-песенный альбом «Банановые острова» - главную работу своей жизни.


Выступление рок-группы «Динамик», телемост Москва – Калифорния, 1982 г.

Павел Новиков

Продолжение следует...

131


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: