Песни этого человека исполняли Алла Пугачёва и Валерий Леонтьев. Он – автор культового альбома «Банановые острова», значимость которого для отечественной поп- и рок-музыки с годами становится всё более очевидной. Его усилиями была создана первая в СССР негосударственная студия звукозаписи. Наконец, именно он обогатил наш вокабуляр (впрочем, обогатил ли?..) словечками «попса» и «фишка». Речь – о Юрии Чернавском.
Чернавский в восьмидесятые годы своими магнитоальбомами дал шанс отечественному эстрадному кораблю отплыть к другим берегам. Точнее, к Банановым Островам, где много и остроумно шутят, вальяжно гуляет неведомый «зебрус-африканус», 127-летние роботы выглядят на все 220 вольт, а музыканты в мастерстве своём не уступают профессионалам мирового уровня.
Юрий Александрович Чернавский. Фото 2018 года
Поразительно! – этот же человек писал песни Андрею Разину и, фактически, спродюсировал ему сольный лонгплей, что Разин, с несвойственным для себя чувством благодарности, позже подтвердит в нескольких интервью.
Ну да Бог с ним, с Разиным. Кто из нас не застрахован от просчётов?.. В любом случае, к началу девяностых стало ясно: экипаж эстрадного корабля шансом не воспользовался и, по обмелевшим рекам, повёл судно противоположным курсом – ржаветь среди гор сусального золота. Разлагаться на блатные аккорды в дыму сигарет с ментолом.
Но Юрия Александровича Чернавского на этом корабле уже не было. В 1994 году он с семьёй переехал в Лос-Анджелес, где успешно начал жизнь с чистого листа – вместе с шестнадцатилетним сыном Дмитрием основал фирму по производству видеоклипов и рекламы.
Впрочем, к этому отрезку пути нашего героя мы ещё вернёмся…
Первые шаги
Юрий Чернавский появился на свет в Тамбове, в 1947 году. Отцу его на тот момент было сорок шесть, матери – тридцать четыре. Дабы оградить позднего ребёнка от влияния послевоенных подворотен, родители определили его в музыкальную школу, едва тому исполнилось пять лет. С тех пор Юра по нескольку часов в день занимался укрощением нелюбимой скрипки на радость маме.
Тамбов в годы детства Чернавского
Постепенно к укрощению пробудился интерес. Окончив школу, будущий первооткрыватель Банановых Островов поступил в Тамбовское музучилище. Увлёкся творчеством Никколо Паганини, каприсы которого наверчивал по памяти вместо осточертевших гамм. Но осознанное желание посвятить судьбу музыке у Чернавского появилось после знакомства со знаменитым украинским скрипачом и педагогом Алексеем Гороховым, приехавшим в училище с инспекцией.
Неординарный студент настолько заинтересовал киевского гостя выбором репертуара, что тот даже пригласил Юрия помузицировать в свой гостиничный номер. Впоследствии Алексей Николаевич поставит юноше на экзамене оценку «5+» и пообещает большое будущее. А спустя несколько десятилетий Чернавский скажет, что только благодаря Горохову понял: главное в музыке – не ноты, но чувства, которые она рождает внутри.
Скрипач-виртуоз и педагог Алексей Николаевич Горохов
Тем не менее, выдающимся скрипачом Юрий Чернавский так и не стал – в его жизнь неожиданно ворвались джазовые ритмы...
Покорение Москвы
Услышав в 17-летнем возрасте композицию Джона Колтрейна «A Love Supreme», наш герой, по его же словам, ничего не понял. А потом… Потом настолько полюбил джаз, что научился играть на саксофоне и организовал свой первый ансамбль, который довольно быстро освоил не только тамбовские танцплощадки, но и конкурсы с фестивалями.
Джон Колтрейн, «A Love Supreme, Part I: Acknowledgement»
Сам же Юра поступил в консерваторию, продолжая из года в год активно повышать мастерство владения инструментом. Результаты были столь впечатляющими, что на 20-летнего саксофониста обратил внимание легендарный артист Борис Ренский. И пригласил играть в свой биг-бэнд.
Так Юра Чернавский, не окончив консерватории, попадает в Москву. В дальнейшем он всё же получит высшее образование. Но исключительно «для галочки». И даже не заберёт диплом, справедливо полагая, что период жизни, связанный с работой в оркестрах Олега Лундстрема и Леонида Утёсова, оказался куда более важным для его профессионального становления, нежели процесс получения «корочек».
Однако, с титанами советского джаза Чернавский распрощается уже к началу 1970-х. Ему – страстному почитателю Маккоя Тайнера и Фредди Хабборда – попросту наскучит бесконечно «лудить» мелодии из советских кинофильмов. Юрий Александрович совершит несколько попыток осовременить звучание и разнообразить репертуар консервативных ансамблей, но понимания у коллег не найдёт.
Между тем, весть о молодом и перспективном джазисте из Тамбова потихоньку распространялась по советским музыкальным кругам. И вскоре Чернавский был приглашён в Азербайджанский государственный оркестр, которым тогда руководил Муслим Магомаев.
Муслим Магомаев, 1970 г.
Объездив весь Союз...
Пожалуй, «Великий Муслим» в семидесятые был на пике своей славы. Другого, столь же разнопланового исполнителя, тонко чувствовавшего сцену и ТАК любимого миллионами советских слушателей, у нас не было. Неудивительно, что в оркестре под управлением Магомаева собрались лучшие музыканты Страны Советов, о творческом сотрудничестве с которыми Чернавский сегодня восхищённо вспоминает. Эти люди увлекли его не только джаз-роком и фьюжном – стилями, входившими в моду на Западе, – но и философией. Особенно Юрия заинтересовала теория эмоций Джеймса-Ланге и произведения Ницше.
«Как таковой, философии джаза не существует – это слияние разнообразных философских течений и принципов, которые близки каждому артисту, персонально»
– такое мнение выскажет Чернавский в 2018 году, давая интервью известному журналисту Борису Барабанову.
Оркестр Муслима Магомаева интенсивно концертировал по Советскому Союзу, используя в качестве средства передвижения самолёт Гейдара Алиева, бывшего в ту пору фактическим руководителем Азербайджана. График гастролей был бешеным, но за одно выступление каждый музыкант получал до 70 рублей (для сравнения: ставка народного артиста СССР не превышала сорока). Впрочем, Юрий Александрович спускал кровно заработанные на иностранный винил и музыкальные инструменты, а потому в перерывах между гастролями продолжал обитать в коммунальной квартире на улице Бауманской и пользоваться общественным транспортом.
Покажется странным, но от «ресторанных» заработков Чернавский в те годы тоже не отказывался. Время покажет, что не зря. Именно в одном из подобных заведений судьба сведёт его с барабанщиком Юрием Китаевым. А тот, в свою очередь, познакомит будущего хитмейкера с бас-гитаристом Сергеем Рыжовым.
Втроём им предстоит совершить прорыв в советском эстрадном искусстве…
Банановые острова на горизонте!
В 1975 году Чернавский покидает оркестр Магомаева, решая попробовать свои силы в области советского музыкального мейнстрима. Он осваивает синтезатор и пишет первые композиции для ВИА «Фантазия», куда его изначально приглашают на должность аранжировщика. Основную же работу Юрий Александрович во второй половине 1970-х ведёт с ритм-группой Китаева и Рыжова.
Первый состав рок-группы «Динамик»: Владимир Кузьмин, Юрий Чернавский, Юрий Китаев и Сергей Рыжов. 1982 г.
Чувствуя незаурядный потенциал этих ребят, легко игравших наизусть десятки песен «Битлз» и «Роллинг Стоунз», Чернавский знакомит их с передовыми исполнителями джаз-рока и предлагает развиваться в новом, более сложном направлении. Перспектива многолетнего изнурительного труда не испугала музыкантов – отныне по 9 часов в день они упорно репетировали, постигая немыслимые для советской эстрады исполнительские высоты.
Поставим какую-нибудь музыку, послушаем её, садимся и играем втроём в этом же стиле. Такое же аккордовое расположение, стилевые ходы, приёмы. «Хватать стиль» было одним из любимых наших упражнений. Как мне известно, никто в стране этим не занимался
– разоткровенничается наш герой спустя годы.
К 1980 году ритм-группа Китаева-Рыжова объективно становится наиболее профессиональной и техничной в СССР. Вместе с Чернавским они примут участие в создании для ВИА «Красные маки» первой советской пластинки в стиле диско, а пару лет спустя запишут два альбома рок-группе «Динамик», ставшей первым отечественным продюсерским проектом Юрия Александровича. Магнитные ленты с альбомами молниеносно разойдутся по стране, обеспечив «Динамику» реноме самой стильной и прогрессивной группы на территории 1/6 части суши.
Альбом «Кружатся диски» стал прорывом для советской танцевальной музыки, познакомив жителей Союза со словами «дискотека» и «диск-жокей».
Неутомимому Чернавскому, однако, этих достижений было уже мало. Со своими верными «рекрутами» он вскоре покинет группу для того, чтобы присоединиться к сверхпопулярному ансамблю Павла Слободкина «Весёлые ребята». С помощью музыкантов этого ансамбля, в соавторстве с известным композитором Владимиром Матецким наш герой и запишет 8-песенный альбом «Банановые острова» - главную работу своей жизни.
Выступление рок-группы «Динамик», телемост Москва – Калифорния, 1982 г.
Павел Новиков