Накануне, 26 августа, ушёл из жизни режиссёр Глеб Панфилов. Писать о нём сложно, потому что подобрать слова на уход глыбы может только другая глыба. Кстати, «Глеб», по одной из версий, происходит от слова «глыба». «Глыба, матёрый человечище!», — говорил Ленин о Льве Толстом. Можно так же сказать вслед Глебу Панфилову, хотя и получится это чуть более игриво — из-за этой забавной рифмы.
Журналистика, а затем и реклама создали привычку мыслить тэгами. «Любимый фильм», «главное достижение», «шедевр». Но когда уходит человек, он уходит целиком. Это касается любого. Если прикладывать это к режиссёру, то уходит не отдельный фильм, и даже не образ, и не влияние, которое он оказал на кино, общество или культуру. Это сужение.
В фильме «Начало» рассказана история провинциальной девушки, которой выпало сыграть в большом кино роль Жанны д’Арк. Оказалось, что обыкновенная девушка, жившая простой жизнью, понимает эту роль безусловно, на уровне интуиции. Ей не нужны техника, школа. Это не правило, и даже не исключение. Это просто чудо, причём обыкновенное.
Контрастная история рассказана в фильме «Тема». Сюжет касается писателя, который чувствует себя самозванцем.
На этой грани — колеи и чуда, судьбы и парадокса — и работал режиссёр Глеб Панфилов.
Согласно второй версии происхождения имени, от скандинавов, «Глеб» означает «наследник богов».
Глеб Буланников,
редактор 1001.ru