Если берешься писать и пишешь не в стол, а знаешь, что произведение прочтут (пусть даже читателей будет немного, но они все же будут), разумеется, надо думать над грамотностью и образностью подачи. Но вот угождать потенциальной аудитории не следует.
Когда в адрес написанного тобой звучит критика, тем более, конструктивная, аргументированно разъясняющая плюсы и недочеты сочинения, за нее следует благодарить и ее не стоит игнорировать.
Писатель - не изваяние, раз и навсегда застывшее в одной форме, а лабильный субъект, которому следует каждый божий день быть открытым для нового.
Совершенствовать навык стоит постоянно - за счет хороших книг, фильмов, передач, музыки, написания все новых и новых текстов и, конечно же, живого общения, которое может включать и обсуждение того, что ты написал.
Однако именно конструктивная критика - явление не такое уж частое.
Здорово, если у тебя есть одаренные в этой области друзья, регулярно готовые подсказать, где ты нащупал удачный ход, а где тебе следует выражаться иначе да и вообще говорить о другом. Сам я себя к одаренным советчикам не отношу, однако регулярно даю подсказки по написанию повести приятелю Диме, и здорово, что удается быть полезным.
Зачастую же мнения - это просто мнения и не более, даже если это мнения твоего любимого человека.
Хотя лично я, безусловно, в первую очередь, написанным стремлюсь радовать свою любимую, что не меньше дохода (которым тоже хочется радовать любимую) мотивирует меня писать. Все же проза, в отличие от поэзии, - для меня работа, хоть и в целом мне симпатичная, так что мотивация нужна (без стихов же я, как без воздуха).
Если любимой вдруг не нравится (а пишу я от души), расстраиваюсь. Но, вместе с тем, понимаю, что это не приговор моему тексту как произведению. Сколько врачей - столько и диагнозов, сколько людей - столько и мнений, а у многих еще мнения меняются в зависимости от настроения. Всем понравиться невозможно.
Стремиться приносить добро людям своим трудом (естественно, не исключение - и труд писателя) - верное отношение к жизни.
Для успешной работы постоянно нужно работать над собой.
Элементом такой работы является и анализ того, что интересно аудитории и какая стилистика больше "заходит" читателям. Учитывать это можно и нужно, но оставаясь собой. Если начать писать на неинтересные тебе темы несвойственным тебе образом - быстро выгоришь.
Здорово обратился к жертваи критиканства (именно критиканства, а не критики) французский композитор Гектор Берлиоз: "Надо собирать камни, которые в вас бросают. Это основание будущего пьедестала".
Еще мне нравится пушкинский посыл: "Хвалу и клевету приемли равнодушно".
Вместе с тем: "И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал".
В этих строках солнца поэзии заключены два отличных постулата: спокойно относись к любым (и позитивным, и негативным) мнениям о своих творениях, но стремись писать одухотворенно, чтобы, как минимум, подарить читателям хороший досуг, а, как максимум, вдохновить на что-то очень хорошее. Ну всех удовлетворить не выйдет.
Порой возможна парадоксальная реакция читателей с жирным знаком минус.
Психопат Марк Чепмен убил Джона Леннона, вообразив себя героем книги "Над пропастью во ржи". Только нет оснований винить Сэлинджера в данном страшном последствии прочтения его произведения, ведь, очевидно, подобного призыва автор в нее не вкладывал, все созрело в воспаленном сознании ненормального.
А вот если эта же книга кому-то поможет справиться с подростковыми метаниями или, напротив, усугубит их, подтолкнув к побегу из дома, то в этих ситуациях уже можно обнаружить заслугу либо вину автора. И совершенно естественно, что это произведение, как и миллиарды других произведений, будет по-разному действовать на разных людей, порождать не одинаковые отзывы.
Важно учиться и стараться писать так, чтобы написанное было бы интересно не только узкой группе лиц в короткий период времени, а оставалось бы ценным в веках. Притом не забывая, что быть всеми любимым писателем не удавалось еще никому, и, отдавая написанное на суд зрителям, надо быть готовым как к овациям, так и к шпилькам.
Ринат Камалиев