Карты 1-5
Карты 64-61
Карты 56-57
Примечание. Психоаналитик Джош Коэн в своём эссе про Орсона Уэллса пишет, что Уэллс предпочитал бежать во множество ролей как в жизни, так и в творческом труде — от собственного «я». В этом месте мне бы хотелось пошутить, что Уэллс явно не похож на бегуна, а особенно такого, который бежал бы одновременно от чего-то и при этом к чему-то. Дело даже не в том, что мистер Орсон был крупнотелым — нет, в том, что, будучи драматургом, он не мог не знать о «правиле одной линии». В повествовании нужно вести только одну линию: и ты либо бежишь от чего-то, либо бежишь к чему-то. Бежать от мафии и за белым кроликом в один тот же момент… я не знаю — вы думаете, это возможно?..
Тем не менее, характер наблюдения Коэна я, кажется, понимаю. Оно ставит меня в неловкое положение. Да, с одной стороны, «на воре и шапка горит». Мы, люди, мерцаем, и окружающие это считывают. С другой стороны, что-то нужно делать с этим психоаналитическим котлованом, в который мы налили озеро комплексов, чтобы топить личность, решающую сложную задачу, в синдромах и психозах.
В сегодняшних трёх картах из «Книги Перемен» будут три лика реального человека, который меня вдохновляет.
Молодой Орсон Уэллс. Kinopoisk
Радость
Лев узнал, что его сестра надевает в бар открытое настежь декольте. Вторым темпом до него дошло знание, что его сестра в баре работает: она бармен, а в декольте кладут чаевые. Радости Льва не было предела, когда ему предложили работу в речном порту. Его пригласили сварщиком в пароходство. Ему, бывшему подмастерьем у ювелира, постоянно не хватало денег даже на то, чтобы купить себе новую обувь — и он ходил в дырявой. Теперь благодаря заработку он мог освободить сестру от работы в баре.
Сестра Льва, Ника, однако, восприняла эту новость без энтузиазма. Всю школу в летние каникулы вместо списка рекомендованной литературы она читала японские комиксы в жанре «яой». На работу в бар её привела приобретённая в этих чтениях мечта увидеть человека в состоянии ослабленного рассудка — и, таким образом, близкого к состоянию героев «яой».
Нельзя сказать, что Лев был разочарован этим открытием — оказалось, ему не надо рвать себя на работе в порту, чтобы спасти сестру, и он может и дальше совершенствоваться как ювелир, плюс, мужское самолюбие уступило место христианскому смирению — и он попросил сестру ровно об одной вещи: научиться у повара в кухне бара — готовить. Так, по мнению Льва, ей будет проще перейти ко взрослой самостоятельной жизни и благодаря этому продолжить свои наблюдения и дальше.
Рассеяние
Ювелир Митрич попал в плен к каннибалам. Они поймали его у городка Пестово: на обочине трассы, высунувшись из леса, стоял легковой автомобиль с надписью «шоколад». На его дверях висели солнцезащитные коврики, а из багажника торчал старый кинескопный телевизор. Хозяин передвижной лавки утверждал, что приносит шоколад с другой стороны леса, где находится шоколадная фабрика. Митрич попросил показать дорогу. В лесу его и схватили.
Лев узнал об этом, сидя в ванной под струёй горячей воды. На телефон пришла смска: «Твой учитель у нас. Если не привезёшь нам бриллианты, мы его съедим».
По счастливому совпадению, именно в этот день Лев собирался обокрасть мастерскую своего учителя, чтобы угодить девушке из соседнего квартала. Он обещал подарить ей яшму, которую планировал утащить с работы, только пока не находил предлога заявиться туда в выходной день.
Теперь же, когда так удачно сложилось с лесными пестовскими каннибалами, торгующими шоколадом на трассе М-12, Лев почувствовал, что, возможно, согрешил помыслом — и всё это заварилось из-за него.
Поэтому, проезжая по трассе М-12, он остановился в том месте, где стояли женщины в колготках (их было три, как харит), и подарил по камню яшмы — каждой.
Что касается Митрича, то полиция вызволила его раньше. По счастливому совпадению, именно в этот день они планировали облаву на женщин в колготках, но те сообщили им более интересный сюжет о похищении человека каннибалами.
Глупее всего себя чувствовал, конечно, Лев, нёсший в подоле рубашки, оголив живот, пригоршню бриллиантов, царапавших его солнечное сплетение и грудину.
Ограничение
Лев знал с детства легенду о том, что раз в тысячу лет в его роду рождается одарённый ребёнок, который способен повлиять на ход вещей в мире. Разумеется, каждый, кто рождался в его роду, думал, что этот ребёнок — именно он. И только Лев, узнав о содержании этой легенды от бабушки, твёрдо решил для себя, что к нему эти сказки отношения не имеют. В связи с этим каждый раз, когда на его жизненном пути возникало чудесное обстоятельство, он спокойно проходил мимо.
Однажды вечером он нёс из мастерской домой неогранённый бриллиант. Вдруг он увидел, в свете луны, небольшого ежа, перебегающего пустую, в эти часы, дорогу и пошёл за ним. Потеряв его из виду, Лев тут же почувствовал жжение в кармане. Лев подумал, что это горит засиявший камень, и надел перчатку, чтобы, доставая его из кармана, не обжечься. Камень молчал, ему показалось.
Но на следующий день, на работе, Митрич ему сказал: «Мне заказали сделать украшение в виде ежа. Не хочешь помочь? Видел ежей когда-нибудь?».
Глеб Буланников