Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

В чём моё предназначение?

Как детский писатель Елена Ильина осознала свое призвание

Каждый человек рано или поздно задаётся вопросами: зачем я родился? В чём моё предназначение? Моё призвание?

Вопросы о смысле жизни стали возникать у меня между 7 и 14 годами. Я была мечтательным человеком с богатым воображением и часто по вечерам долго не могла заснуть, представляя в разных вариантах своё будущее, продумывая сюжет фантастической повести или чьих-то приключений. А однажды, словно озарение, мне пришло понимание того, как сделать людей счастливыми. Это было так легко и доступно, что я недоумевала, почему же люди до сих пор не додумались до такого простого решения. Уснула я тогда совершенно счастливая и готовая к решительным действиям. Спустя много лет я так и не смогла вспомнить, какое открытие сделала в ту памятную ночь. Но каким бы простым ни было детское решение, теперь своим взрослым умом я понимаю, почему его так трудно осуществить человечеству. Ребёнок не мог учесть самого главного камня преткновения: стереотипов мышления. Страхи, неуверенность в своих силах, негативная реакция на события – вот что мешает нам стать счастливыми.

«Человек рождён для счастья, как птица для полёта», – сказал великий писатель. «Человек рождён для радости и любви», – сказали четвероклассники одной из новосибирских школ. Радость, счастье, любовь – естественное состояние человека, и смысл нашей жизни в том, чтобы научиться жить в таком полётном состоянии. Это понятно детям и мудрецам, но не всегда понятно взрослым, мучительно усложняющим себе жизнь, чтобы потом, видимо, помудрев на старости лет, вновь обрести простое и ясное понимание данного вопроса.

Но вернёмся к призванию. Его признаки начинают проявляться в раннем возрасте, пожалуй, до 7 лет. Затем они оттачиваются и отшлифовываются во время второго-третьего семилетия, чтобы потом… быть благополучно отодвинутыми в сторону. Во всяком случае у меня получилось именно так. О своём писательском призвании я догадалась лишь к 40 годам, хотя все признаки были, что называется, «на лицо» ещё в детстве.

Моё детство благодаря маме, несколько лет работавшей главным редактором заводской многотиражной газеты, было наполнено множеством словесных игр. Мы играли в города, в слоги, в рифмы, в шарады, в отгадывание предметов, придумывали необыкновенные истории с продолжением. Мама даже напечатала потом брошюру с описанием 32-х наших игр.

В 6 лет я уже вела дневник печатными буквами. В младших классах начала активно сочинять стихи. В 9 лет написала 2 главы фантастической повести, но потом переключилась на что-то другое.

Особо нужно сказать о школьных сочинениях. Со временем они стали для меня настоящей пыткой, поскольку приходилось их писать по произведениям обязательной школьной программы. Некоторые из этих произведений были мне в том возрасте совершенно неинтересны, другие непонятны, а третьи вызывали такие глубокие переживания, что ими не хотелось делиться, да и слова было трудно подобрать для выражения этих чувств. Вот написать сочинение на свободную тему – пожалуйста! В 8-м классе родилась даже целая поэма на тему «Мужество сильнее смерти».

Впрочем, и сочинения на свободную тему часто давались мне нелегко. Я подолгу обдумывала каждую фразу, подбирая лучшие слова для выражения мысли, порою ждала всё ускользавшее вдохновение, советовалась с мамой, заглядывала в словари, словом, испытывала муки творчества в полной мере!

А одно из сочинений запомнилось мне на всю жизнь. В 10-м классе русский язык и литературу вёл у нас Владимир Сергеевич Вишняк, интеллигент старой закалки. Он называл всех учеников на «вы» и на факультативе знакомил нас с удивительными литературными находками. Однажды он предложил нам список тем для сочинений, из которых я выбрала, как всегда, свободную – «Ленин и теперь живее всех живых». К раскрытию темы я подошла нестандартно. Надо сказать, что в пионерском возрасте по поручению совета отряда я начала переписываться с дочерью сибирского революционера Ф.И. Горбаня – Татьяной Фёдоровной. Мы очень с ней подружились сначала в письмах, а затем и во время встреч в Москве. Эта переписка, а также наши с Татьяной Фёдоровной размышления о связи поколений и легли в основу сочинения.

Вложив в своё произведение столько сил и души, я втайне гордилась им и надеялась на заслуженную оценку. Но когда раскрыла проверенную учителем тетрадь, разревелась: практически каждая строчка моего «выдающегося» сочинения была испещрена красной пастой. Выраженные неточно мысли были заменены лучшими вариантами, любая некрасиво написанная буква или стоящая выше строки запятая были аккуратно зачёркнуты и исправлены. Мне даже не хотелось заглядывать в конец сочинения, чтобы узнать оценку. Но когда я открыла последнюю страницу и обнаружила там «5/5», была сильно удивлена. Лишь позже стало мне понятно, что В. Вишняк тоже вложил душу в проверку моего нестандартного сочинения, показав, насколько требователен к себе должен быть писатель.

Признаюсь, мне нравится, когда хвалят мои произведения, но порой конструктивные предложения и вопросы придают новое развитие творческому процессу. Одно лишь неопределённое замечание моей подруги «что-то здесь не то» позволило мне написать новую сказку, в которой гораздо красивее и короче удалось раскрыть идею. Но это случилось уже ближе к 40 годам. А тогда, в старших классах, я окончательно потеряла желание что-либо сочинять. Поэтому факультет журналистики понёс потерю в моём лице. А вот Новосибирский институт советской кооперативной торговли приобрёл будущего специалиста общепита. Впрочем, и в этом институте мои писательские таланты проявлялись в разных направлениях. После одного из заседаний кафедры спецтехнологии родилась заметка «К тайнам русской кухни». Это была моя первая публикация в областной газете. В другой газете были напечатаны мои переводы стихов немецкого поэта (что было моим творческим заданием на втором курсе института вместо обязательного перевода 25 000 газетных знаков).

Завершение учёбы в институте, свадьба, начало рабочей карьеры, рождение детей – всё это надолго отодвинуло на второй план проявление моих литературных наклонностей. Но как бы человек ни старался затолкать в дальний угол своё призвание, оно, словно родник, неуклонно пробивается на поверхность, чтобы выполнить свою задачу.

Так случилось и со мной. В 1994 году родилась моя первая книга «Добрая сказка». Мои старшие дети стали подрастать, и мама предложила мне написать для них сказки. Я отказалась, ссылаясь на огромную ответственность и отсутствие времени для творчества. Но жизнь, как это обычно бывает, создала условия для размышлений: меня свалила в постель болезнь. Вот тогда-то у меня и появилась масса свободного времени и на осознание прожитой жизни, и на планирование будущего, и на творчество. Так родилась сказка про злого человека, который стал добрым. Именно эта сказка, правда, дважды переписанная, стала впоследствии первой главой «Доброй сказки».

А через некоторое время наступила весна, и пришло продолжение первой сказки. Помню, что в эти дни я и вся моя семья жили исключительно в состоянии радости и какого-то просветления. Идеи приходили постоянно: за мытьём посуды, за уборкой. Бросала всё и бежала к столу записывать. Так за два месяца сказка и родилась.

Моим детям «Добрая сказка» понравилась, и я вскоре написала для них и вторую книжку – «Сказки для любимых».

А после рождения третьего ребёнка появилась и третья книжка – «Сказки Даяны». Только после этого я, наконец, поняла, что моё призвание – писать книги для детей!

О чём мои сказки? У них разные сюжеты, но их связывает одно – в каждой говорится о тех Важных вещах, пониманием которых мне бы хотелось поделиться с читателями. Герои проходят свой Путь внутреннего преображения. И для этого им приходится очень постараться, как и в жизни: если хочешь что-то изменить в мире, – изменись сам. Главный герой «Доброй сказки» проходит путь от злого и обиженного на весь мир до доброго и чуткого человека. А мальчик Нияз из «Сказок Даяны» постепенно, шаг за шагом движется к своей Мечте благодаря тому, что становится героем захватывающих приключений, а затем с помощью друга и учителя джаны Даяны осознаёт полученный опыт и использует его в своей жизни.

Недавно моя взрослая дочь сказала, что мои сказки заставляли её о многом задумываться. Их смысл открывался ей по мере её собственных внутренних изменений. Мы всегда читали сказки вместе. Такое семейное чтение даёт повод для разговора о главных ценностях, который не заведёшь посреди бытовых дел. А говорить о них важно! По себе знаю: сначала некогда и кажется, что ещё рано, а потом оказывается, что уже поздно. А сказка – это замечательная возможность пригласить детей в мир особых переживаний. Ребёнок отождествляет себя с героем сказки, мысленно совершает с ним одни и те же поступки. И хотя события с ним происходят не по-настоящему, чувства-то он испытывает самые настоящие! Дети получает уникальный опыт чувств и сопереживания. А ещё им открываются важные уроки.

В последний день лета 2005 года я завершила свою четвёртую книгу «Тайны хрустального шара». Это уже не сказка, а повесть о 9-летней Элизе, которой дух хрустального шара открывает её прошлые жизни, а индус Рамаян помогает понять взаимосвязь судеб встреченных девочкой людей и знакомит семью Элизы с некоторыми законами мироздания. В книге я описала близкие моему духу эпохи и собственный мистический опыт. Возможно, это повествование поможет новому уникальному поколению детей вспомнить, кто они на самом деле, понять своё призвание. В этом я и вижу свою жизненную задачу.

Источник

2245


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95