В российских кинотеатрах идет комедия «Как я стал русским» — первая официальная копродукция с Китаем, добравшаяся до проката. Кроме того, это первый ремейк современного российского сериала, снятый в Поднебесной. Раньше там адаптировали только советскую классику — «А зори здесь тихие…» и «Овод». Но ситком «Как я стал русским» (2015) настолько понравился местной публике, что китайские продюсеры решили снять свою версию с теми же российскими актерами. «Известия» встретились с главной звездой фильма Виталием Хаевым.
— У сериала действительно настолько широкая популярность в Китае?
— Как нам рассказали, в местном сегменте интернета по просмотрам он идет сразу после «Игры престолов». Еще пару лет назад я сам заметил, что в моем инстаграме стали появляться комментарии с китайскими иероглифами. Я подумал сначала, что спам, удалял даже, пока не хлынула целая лавина. Стал переводить — а это сплошь признания в любви. Девочка называет папой, мальчик предлагает себя усыновить (смеется). Это особенно удивительно, потому что у нас-то сериал вышел уже давно и прошел сравнительно незамеченным.
— Вы понимаете, в чем секрет успеха?
— Загадка для всех нас. В Китае свой менталитет, и невозможно предугадать, почему там что-то срабатывает, а что-то нет. Но первое, что приходит в голову — конечно, качество юмора и возможность проникнуть в другую культуру. Сериал рассказывал об американце, который постигал русскую жизнь, и многое из того, что для нас обыденность, у него вызывало удивление: пакет для пакетов под умывальником, соль через плечо, майка-алкоголичка (смеется). Эта линия сохранена и в фильме, только теперь китаец узнает, что такое русская зима, русская баня и русская охота.
— Насколько я понимаю, именно ваш персонаж полюбился китайскому зрителю больше всех. Есть версии, почему?
— Когда к нам приехали китайские партнеры, я задал тот же вопрос. Один из продюсеров ответил так: в Китае много богатых людей, но вести себя так, как ты ведешь, они себе позволить не могут. А мой олигарх Платонов — такой разгуляй-парень, человек широкой души и широких жестов. Но опять же, это лишь одна из версий. Точно мы знаем только то, что по каким-то причинам в Китае сериал пришелся людям по душе. Я не так давно общался с местным корреспондентом, и он говорит, что фанаты волнуются из-за выхода фильма — боятся, как бы не испортилось впечатление от сериала.
— Помните момент, когда к вам пришла популярность в России? После «Изображая жертву»?
— А я бы не сказал, что так уж популярен. Люди, конечно, узнают, но… «Изображая жертву» вышел давно, проката тогда, считай, не существовало, и свою аудиторию он собирал долго. То есть такого, что «проснулся знаменитым» — не было. Лишь с течением времени кино разошлось на цитаты, а в интернете его разодрали на ролики.
Монолог капитана про футболистов регулярно всплывает в Сети к каждому чемпионату. Я шутил раньше, что братья Пресняковы (авторы пьесы и сценария «Изображая жертву». — «Известия») этим текстом прокляли нашу сборную, но в прошлом году, я считаю, наши смогли проклятие снять. Мне даже звонили из одной телепередачи с предложением переписать монолог уже в превосходных степенях (смеется).
А вообще столько лет прошло. Я давно живу и дышу другими проектами. Хотя понимаю — за десять лет успешных фильмов было много, а культовый — вот он один, «Изображая жертву». Разве что еще один мой фильм, который пока впереди, вполне имеет шансы на аналогичную славу.
— Это какой?
— «Папа, сдохни» молодого режиссера Кирилла Соколова (выходит в прокат 4 апреля. — «Известия»). Это кровавая черная комедия — жанр, который у нас пока не очень приживается. А парень не побоялся. Уверен, будет бомба. Фильм уже получил в Выборге на фестивале «Окно в Европу» Гран-при, потом поехал на фестиваль в Таллин «Темные ночи», где его увидел американский журналист и написал хвалебный отзыв в Hollywood Reporter, главный киножурнал Америки.
Честно, не верится, что это всего лишь первый фильм Кирилла. Помню, как меня пригласили на встречу с режиссером. Приезжаю. Сидит мальчик передо мной. Говорит: «Здравствуйте, вот мой фильм, хочу, чтобы вы стали главным героем» — и дает книжку. Я открываю, а там раскадровки — считай, уже готовая картина. Он же сам и сценарий написал. Я прочитал и отказаться уже не смог.
Денег было немного, поэтому мы тщательно подготовились, придумали, как бутафорскую кровь будем лить, трюки все протестировали, драки отрепетировали. Меня даже вывозили на ковер тренироваться. В общем, всё отработали еще до того, как вошли в помещение и за 15-20 дней все отсняли. Это дорогого стоит. А главное, мне кажется, фильм попадает в зрителя. Все, кто видел, реагируют очень эмоционально.
— Получается, за вами постепенно закрепляется амплуа «отца со странностями». «Как я стал русским», теперь «Папа, сдохни».
— Хорошо, что не бандита — с моей-то внешностью. После премьеры «Каменской», где я сыграл убийцу-психопата, Юрий Мороз мне сказал: «Берегись — теперь все маньяки и бандиты будут твои» (смеется). И был прав. Очень долго я играл всяких криминальных личностей, и только не так давно предложения стали более разнообразными. Сейчас, например, я трижды подряд сыграл футбольных тренеров — в сериале «Вне игры» и фильмах «Вратарь моей мечты» про Льва Яшина и «Стрельцов».
— Съемки «Стрельцова» закончились?
— «Шапку» отгуляли совсем недавно. Мне кажется, у Ильи Учителя тоже получается замечательная картина. Саша Петров в заглавной роли просто великолепен. Я немного волновался — как это, снимать историческое кино про спорт. Все-таки 1950-е годы — футбол был другим, форма другая, да и люди тоже. Но художники прекрасно поработали, а авторы нашли способ, как современно показать игру. Где-то в 2020 году фильм должен выйти.
— Если подумать, тренер — считай, тот же отец для команды. Как считаете, это лично у вас такая тенденция в карьере или дело в запросах аудитории? Тоска по сильной отеческой руке?
— Скорее, есть какая-то потребность в определенном типе мужчин, который реже встречается сегодня и ассоциируется с поколением «отцов». Мне кажется, что люди сегодня часто бывают недальновидными. Что требуется от мужчины? Чтобы много зарабатывал. А разве это решение всех проблем? На самом деле главное в отношениях — надежность. Все говорят: за мужчиной хочется быть, как за каменной стеной. На самом деле никакой стены не надо. Нужно, чтобы всегда был рядом и мог подставить плечо. Мои персонажи — вот такие
Николай Корнацкий