Теперь нам стал известен главный секрет московских транспортников. Это, оказывается, Музей городского транспорта.
Вы, читатель, даже не слыхали о таком? И немудрено: потому что его нет, хотя в то же время он вроде бы есть, только страшно законспирированный. Четыре месяца корреспондент «МК» добивался ответа из столичного Департамента транспорта на посланные туда газетой запросы о ситуации с данным музеем, много раз звонил в пресс-службу. В итоге осчастливили пустышкой: обтекаемые фразы практически без какой-либо конкретики.
Пришлось воспользоваться неофициальными источниками информации. То, что удалось узнать, совсем не обрадовало: уже на протяжении многих лет в Первопрестольной гибнут уникальные образцы старой техники!
Нужен ли городу музей городского транспорта? Ответом становятся парады старых трамваев, автобусов или троллейбусов, проводимые время от времени в столице. Каждое такое действо привлекает многотысячные толпы горожан.
Музеи транспорта есть едва ли не в каждой уважающей себя европейской столице. Москва долгое время оставалась вне игры. Лишь в 1987 году энтузиастам удалось пробить реставрацию первого старого трамвая. После этого дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки.
10 сентября 1999 года на специально выделенном участке трамвайного депо им. Баумана был торжественно открыт Музей городского транспорта. Здесь выстроились несколько десятков отреставрированных «ветеранов» — трамваев, автобусов, троллейбусов, возраст которых 30, 50 даже 100 лет. Рядом, в здании бывшей трамвайной станции «Ростокино», разместили экспозицию старых билетов, форменных значков, документов, «доисторических» фотографий...
Недостатка в посетителях не было. Однако радость ценителей ретротранспорта оказалась короткой. Уже два года спустя музей срочно закрыли и выселили из его «дома»: этот участок Бауманского депо понадобился, чтобы построить здесь депо для вновь сооружаемой монорельсовой дороги — любимого детища мэра Лужкова.
Отреставрирован методом сожжения
— Музей со всеми его уникальными экспонатами буквально вышвырнули на улицу, — вспоминает один из бывших сотрудников, Максим. — Уникальные машины пришлось спешно перетаскивать на кое-как приспособленную площадку на Трамвайно-ремонтном заводе (ТРЗ). Здесь уже и речи не могло быть о каких-то посетителях, экскурсиях. Этот открытый всем ветрам пустырь годился лишь для временного хранения ретромашин, да и то с большой натяжкой. Однако «временное проживание» растянулось в итоге на долгие годы.
— Значительная часть музейной библиотеки, фонды документов и фотографий пришли в негодность, погибли, когда протекла крыша в помещении, куда их перетащили после закрытия экспозиции. Пропали дореволюционные альбомы с фотографиями первых линий московского трамвая. Но такие «мелкие потери» никого не озаботили. Ведь в официальную балансовую ведомость включены только натурные образцы подвижного состава, — поясняет ветеран музея Алексей. — Хотя после экстренного выселения едва не погибли и некоторые из уже восстановленных образцов техники — вагон конки образца 1870-х годов, трамваи, изготовленные в 1920-х. Их оставили зимовать на территории ТРЗ прямо под открытым небом. В результате из-за дождей и снегопадов прогнила крыша, начала отлетать краска... Пришлось тратить деньги на повторный ремонт.
Спустя некоторое время руководство «Мосгортранса» спохватилось и отдало распоряжение поставить уже отреставрированные экземпляры старых машин под крышу. В итоге несколько десятков колесных ветеранов оказались «пристроены» по всем трамвайным депо, автобусным и троллейбусным паркам Москвы. Забота о сохранности всех этих образцов старой техники фактически отдана местному руководству. Где-то ретромашины берегут тщательно, а где-то относятся к такому непрофильному поручению главка без всякого энтузиазма.
— Вспоминается случай, как несколько лет назад не уберегли красавец троллейбус ТБЭС-ВСХВ: при перемещении техники внутри ангара троллейбусного парка ему помяли заднюю часть кузова и разбили «родные» габаритные огни.
Но гораздо большая по численности колонна не отреставрированных еще образцов ретротехники оказалась в своеобразных «музейных запасниках», — ее втиснули на площадку, расположенную с края территории ТРЗ. Знали бы вы, какие редкости там находились все эти годы! Например, первый советский междугородный автобус ЗИС-127 (1950-е годы) — таких «лайнеров» уцелело всего 2 или 3... Между тем ни о какой надежности сохранения этих уникумов речи не шло.
— Охрана обширной площадки была затруднена: одного дежурного, выделенного музеем, для этого явно не хватало, — рассказывает Анатолий, сам несколько лет проработавший в сторожах на музейной площадке ТРЗ. — С соседних территорий заглядывали непрошеные гости — чаще всего работавшие там гастарбайтеры. Этих «экскурсантов» интересовал цветной металл. В итоге ими были украдены и сданы в утильсырье многие представляющие ценность для музейной коллекции вещи. Например, редкий экземпляр уличного светофора середины прошлого века, корпус которого изготовлен из алюминия...
— Кроме территории ТРЗ часть ретромашин, предназначенных для пополнения коллекции «Мосгортранса», стояла до недавнего времени на площадке под Рижской эстакадой, — уточняет Алексей. — Это гиблое место для раритетов: неосвещенная и практически неохраняемая территория регулярно подвергалась набегам. Бомжи и хулиганы били стекла, ломали двери кабин, воровали детали из алюминия и цветных металлов... Пару лет назад по их вине сгорел один из старых автобусов «Мерседес». Печальная участь ждала знаменитую когда-то «гармошку» — сочлененный троллейбус ЗИУ-10Б. Последнюю из снятых с эксплуатации таких машин передали в 2002 году для музейной коллекции. Однако ходовой, тщательно отремонтированный экземпляр, будучи поставлен на площадку под Рижской эстакадой, оказался жертвой варварских набегов. Сейчас от него уцелел лишь ободранный до костей кузов.
Минувшей осенью музейные «запасники» выселили с обеих территорий: площадка на ТРЗ понадобилась для хранения трамвайных вагонов, а зона под эстакадой была передана для устройства штрафной автостоянки. Новым приютом нереставрированных музейных машин стали площадки в районе Чертаново — на территории 17-го автобусного парка и бывшей автобазы строительных машин и механизмов. Опять-таки — времянка под открытым небом, не приспособленная для надежного сохранения уникальных экспонатов!
Продать или отдать музею?
Увы, корреспонденту «МК» так и не удалось лично побеседовать с нынешним «начальником» коллекции, поэтому приходится пользоваться данными «разведки». Согласно им сейчас главная фигура в этом деле — Михаил Требунских, бывший начальник Центра управления производством 17-го автобусного парка, с сентября 2014 года переведенный «в музейщики». Его должность звучит так: заместитель директора автобусного парка — начальник музейного комплекса.
По поводу данного назначения в соцсетях довелось прочесть комментарий любителей старого транспорта: мол, это человек, до сих пор «никакого отношения к музею, к ретротехнике и истории транспорта не имевший».
А теперь — внимание, читатель! — вам предлагается единственная конкретная информация, которую содержит ответ, присланный в редакцию из пресс-службы Департамента транспорта по поводу ситуации с музеем: «В 2015 году в связи с выделением бюджета уже начат капитальный ремонт 8 единиц ретротехники».
Ура? Однако дернуло же меня поинтересоваться у моих собеседников насчет того, что конкретно сейчас капитально ремонтируется! В ответ мужики лишь недоуменно разводили руками. Самые тщательные подсчеты давали куда меньшую цифру: «Восстанавливается старая инвалидная мотоколяска С-3А, легковая «Эмка», курортный автобус «Рица»... Вся эта техника — не самая «профильная» для музея. Надо было бы деньги вкладывать в возрождение настоящих «реликтов» — того же автобуса ЗИС-127, трамвая КТМ, — но они уже много лет остаются «за кадром»!
Главную интригу мы приберегли под конец. Так где же все-таки могут «прописать» многострадальный музей пассажирского транспорта? Из ответа чиновников на сей счет ничего конкретного не вырисовывается. «В настоящее время Департамент транспорта прорабатывает различные варианты площадки размещения этого музея, а также концепцию музея... Департамент понимает всю важность данного вопроса и будет стремиться двигать этот проект настолько быстро, насколько это возможно...» Написано, правда, что «одним из возможных мест размещения музея может быть территория ВДНХ, в настоящий момент обсуждаются варианты размещения и реальность воплощения проекта на ее территории...». Однако у этого варианта, по мнению моих собеседников, есть серьезные недостатки:
— Во-первых, в предлагаемом здании (а речь идет о павильоне «Химическая промышленность») можно разместить лишь небольшую часть экспозиции. Во-вторых, на территории выставки нет трамвайных путей. И как прикажете затаскивать туда старые трамвайные вагоны?.. Этот вариант подходит лишь в качестве выставочного зала — филиала музея со сменной экспозицией.
Но есть, оказывается, самое-самое «то» место.
— Идеальной для музея является сейчас территория бывшего 4-го троллейбусного парка им. П.Щепетильникова на Лесной, — рассказывает Максим. — Это одно из старейших транспортных предприятий города. Еще в 1874 году здесь был построен Миусский парк конно-железных дорог, который впоследствии стал трамвайным, а затем его переоборудовали для нужд «троллейбусников». Весной прошлого года территория опустела: все «рогатые вагоны» были отсюда переведены в другие троллейбусные парки. Где же, как не в старых красно-кирпичных корпусах «Миусс», разместить музейные ретромашины?! Причем можно без искажений облика исторического памятника ставить и трамваи, и троллейбусы.
О прописке музея в 4-м троллейбусном уже много говорилось. «За» эту идею вроде бы ратовал сам гендиректор ГУП «Мосгортранс» Е.Михайлов, были на сей счет одобрения в ведомственной газете «За отличный рейс»... 30 января в Мосгордуме состоялся «круглый стол» на тему: «О необходимости сохранения 4-го троллейбусного парка как базы экологически чистого вида транспорта». Среди выступавших был и начальник управления развития транспортных коммуникаций Департамента транспорта Олег Ивановский, заявивший: «На месте троллейбусного парка №4 планируется создать Музей общественного транспорта. Концепция уже разрабатывается».
Так значит, все решено и нечего попусту тревожные статьи писать?
Увы, есть повод для беспокойства. Почему-то в упомянутом уже официальном ответе «МК» из Департамента транспорта нет ни слова о проекте с 4-м троллейбусным парком. А кроме того, в распоряжение редакции попал документ совсем иного свойства. Бумага датирована декабрем 2014-го и названа «презентационным проектом». С целью повышения «небилетных доходов» «Мосгортранс» вносит предложение «по выводу активов и оптимизации использования имущества филиалов ГУП», то есть принадлежащих ему зданий и территорий. В числе упомянутых в перечне пяти объектов — 4-й троллейбусный парк. Судя по пояснительному тексту в «презентации», земельный участок этого парка вместе со всеми строениями предлагается продать за 807 миллионов рублей.
Следов какого-либо продолжения данного бизнес-проекта обнаружить не удалось, но, согласитесь, факт настораживающий. Где же тогда правда? «Будем делать музей» или «будем продавать»?
Пока территория бывших «Миусс»–«Щепетильников» пустует. Однако на сегодняшний день нет уверенности в том, что именно в этом памятнике промышленной архитектуры разместится наконец многострадальная коллекция «Мосгортранса».