Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

В ритме и со вкусом

Рецензия на мини-сериал Стива МакКуина «Голос перемен»

Премьера первого фильма из антологии «Голос перемен» запланирована на КиноПоискHD 15 ноября 2020 года. Для рецензии редакции было предоставлено 3 фильма антологии из 5. Режиссёр: Стив МакКуин. В ролях: Джон Бойега, Шон Паркес, Летишиа Райт, Джек Лауден и другие.

В год, когда с большим кино большие проблемы, Стив МакКуин («12 лет рабства») решил выступить своеобразным спасителем, представив сразу 5 (!) самостоятельных и завершённых фильмов на суд зрителей в течение всего каких-то двух месяцев. И его авторская антология из 5 картин поистине ощущается подарком с небес, ведь каждая из них – образец профессионального, тщательно продуманного и, что главное, прочувствованного кинематографа с чётким посылом и завораживающим стилистическим разнообразием. Другими словами, зрителей ждут долгие жаркие споры на тему лучшей истории, ибо МакКуин, кажется, достиг выдающегося рекорда и выбил пять страйков подряд (почему-то складывается стойкое впечатление, что оставшиеся работы окажутся ничуть не хуже).

Идея «Голоса перемен» у МакКуина зародилась ещё 11 лет назад – сразу после выпуска его дебютной картины «Голод», к стилистике которой режиссёр тут как раз и обращается, тем самым отходя от своей предыдущей, не всех порадовавшей работы («Вдовы») к истокам. Он рос и воспитывался в Лондоне, хорошо знаком с субкультурой города и наслышался всевозможных историй, возникших на почве расовой дискриминации. И из рассказов его родителей, тёти, из его собственного жизненного опыта выросли пять полноценных фильмов, события которых развиваются в промежутке от конца 1960-х до середины 80-х.

Тематически ленты объединены таким образом, что все истории, так или иначе, затрагивают вест-индский опыт пребывания в Лондоне в течение упомянутого промежутка времени. «Голос перемен» показывает жизнь самобытного, но многочисленного этнического сообщества выходцев из Карибского региона, но не ограничивает повествование лишь проблемами социального равенства и предвзятого отношения к людям, только исходя из цвета кожи. МакКуин воспевает (о да, лучше слова не подобрать) стойкость чернокожего народа, их культуру и умение радоваться жизни даже в её самые трудные отрезки, эти пять историй о надежде, радости, музыке, любви, дружбе и семье. А ещё, что немаловажно, о еде.

Сюжет первого фильма как раз и завязывается вокруг любви к карибской кухне. «Мангрова» — тяжеловесное драматичное кино, открывающее амбициозную антологию практически с ноги и периодически прижимающее зрителя коленом к асфальту. Оно основано на реальных событиях и условно разделено на две части. В первой мы наблюдаем за тем, как добросердечный чернокожий предприниматель Фрэнк Кричлоу (заслуживающий всех наград мира Шон Паркес) открывает собственный ресторан «Мангрова» (в честь мангровых лесов), первое заведение подобного рода в Ноттинг-Хилле в начале 70-х. Этот район в северной части Лондона был печально известен в те года олицетворением понятия расового напряжения – именно там среди обычных жителей скопились представители разных этнических групп (преимущественно вест-индского происхождения), и именно там местные полицейские решили учинять беспредел над жителями не-белого цвета кожи, дабы «указать им на их место».

История знакомая многим, но в первую очередь по американским фильмам, британец Стив МакКуин же ясно даёт понять, что в изображении темы расизма можно и нужно избегать привычных голливудских штампов. В итоге его первая часть «Мангровы» — это настоящий праздник жизни с фееричностью этнического концертного выступления: мы наблюдаем за обычными вечерами в ресторане, где собираются разные люди поговорить, поспорить, обменятся мнениями. Иногда эти посиделки прекращаются вероломным вмешательством полиции, чьи офицеры столь карикатурно злые, что, пожалуй, это хочется записать в единственный весомый минус фильма, хотя вдруг в то время там действительно одни нацистские свиньи и служили? Но даже после очередного рейда с избиениями и унижениями Фрэнк решает продолжать радовать своих посетителей – вытаскивает барабаны на улицу, играет музыка, звучат песни, мясо жарится на гриле, люди вытанцовывают обиду и боль.

Вторая половина фильма начинается сразу после того, как чернокожие братья и сёстры, натерпевшись в этом районе слишком много пренебрежительного и свинского отношения в свой адрес, решают выйти на мирный протест против полиции, который, само собой, заканчивается, все мы знаем чем. Девять человек из протестующих (включая владельца ресторана и девушку, возглавляющую местных «Чёрных Пантер» — её играет Летишиа Райт) ловят и отдают под суд – судебный процесс над ноттинг-хилльской девяткой и окутывает второй час «Мангровы». Да, тут, надо признать, фильм теряет часть своей оригинальности, ибо все мы видели миллионы судебных драм доныне – и Стив МакКуин, хоть и талантливый как чёрт, велосипед заново не изобретает. Зато он позволяет блистать своим актёрам, добавляет эмоций в происходящее, разбавляет обычные сцены допросов нетривиальными ракурсами и акцентами камер (например, когда оглашается вердикт каждому подсудимому, у камеры только один интерес).

С уверенностью можно сказать, что «Мангрове» не стать зрительским хитом, как это получилось у Аарона Соркина с тематически похожим «Судом над чикагской семёркой». У МакКуина цель слегка иная – его кино удивительным образом сочетает любовь к жизни и испепеляющий всё на своём пути гнев, детальный урок истории и зеркальное отражение сегодняшних протестов. Кино как бы показывает исторически точные события, но и в то же время предельно откровенно комментирует новейшую историю, творящуюся и в США, и в Великобритании, и в любом уголке планеты, где определённые люди до сих пор верят в превосходство одной расы или нации над другими. Это социально заряженное кино в своём лучшем виде – сначала опьяняющее изображением циркулирующей в общине доброй воли и затем отрезвляющее проявлениями человеческого зла. МакКуин вспомнил, как он снимал «Голод», и не забыл, что воспевало «12 лет рабства». Именно из этих двух работ логично произрастает первая глава «Голоса перемен».

Второй же фильм антологии отличается разительным образом. После двухчасовой, тяжеловесной судебной драмы Стив МакКуин предлагает расслабиться: «LoversRock» идёт всего 59 минут и состоит практически полностью из музыки, танцев, флирта и ощущений «бабочек в животе». Это признание в любви к романтическому музыкальному поджанру регги, который так и называется – lovers rock, а ещё воспевание молодёжи и «молодых любовников», нашедших свою свободу в такой музыке. В отличие от «Мангровы», второй фильм является вымышленной историей, что при этом ничуть не делает её менее реалистичной.

События охватывают одну единственную летнюю ночь 1980-го года, когда молодые и горячие, романтичные и авантюрные, а также страстные любовники, над которыми время не властно, собираются в уютном домике на вечеринку. Сначала мы наблюдаем за небольшой подготовкой к празднику: местный диджей отрабатывает стимулирующие фразочки, дамы, припеваючи, на кухне готовят целые кастрюли аппетитно выглядящей традиционной еды, а мужчины перетаскивают ценную мебель, чтобы толпа её не повредила. Ближе к вечеру народ начинает заполнять дом, музыка становится всё громче, пот сбирается на спины стремительно мчащейся к состоянию эйфории толпы.

Номинально здесь есть сюжет – скромная Марта влюбляется в проблемного незнакомца, однако не в этом суть фильма. «Lovers Rock» своей тактильной чувственностью превозносит восприятие происходящего на какой-то совершенно запредельный уровень наслаждения. К примеру, в картине есть долгий эпизод страстных медленных танцев в заполненной людьми комнате под композицию Джанет Кей «Silly Game» (оператор Шабир Кирхнер вытворяет головокружительные пируэты). Люди просто танцуют под музыку, кто-то целуется, кто-то влюблено смотрит в глаза друг другу, мужчины опускают руки на бёдра своих дам, дамы покусывают нижнюю губу, сексуальность пропитывает каждый квадратный метр комнаты, царит опьяняющая атмосфера любви и свободы. Затем музыка прекращается, но люди продолжают танцевать, начинают петь ту же песню в едином порыве – все они на волне, частью которой неминуемо становится прочувствовавший ритм зритель.

МакКуин внимательно показывает нам ритуал «первого шага» на блюзовых вечеринках. Если мужчина хочет потанцевать с дамой, он должен прикоснуться к её локтю и провести своей рукой к её руке. Если же дама согласна, она позволит увести себя на танцпол. Если нет – оттолкнёт нежелательного кавалера. И вот таких маленьких, но безумно интересных деталей несчитанное количество в «Lovers Rock», что, безусловно, добавляет всей антологии немало баллов аутентичности. Стив МакКуин словно бы сам за руку уводит зрителя от мира социальной несправедливости и дискриминации в священное место, куда красиво одетые влюблённые могут прийти, заплатив небольшую плату, потанцевать под романтичные песни, купить себе пива, покушать козье карри с рисом и искренне насладиться жизнью без каких-либо ограничений. Чистый кинематограф!

Перекусив в ресторане, посидев в суде и потанцевав на вечеринке, пришла пора отправиться в полицейский участок. В своём третьем (и пятым по хронологии) фильме Стив МакКуин рассказывает реальную историю Лероя Логана (Джон Бойега), молодого судмедэксперта, которому не очень нравится своя работа. Постоянно надо сидеть в лаборатории, что-то писать, рассматривать, констатировать – немного не то, на что хотел бы тратить свои силы атлетичный Лерой. Вообще он с детства мечтал стать полицейским, но не из-за того, чтобы служить закону и носить форму, а потому что насмотрелся разных эпизодов беспочвенных обвинений со стороны полисменов в адрес близких и знакомых. Поворотным моментом становится нападение полиции на отца Лероя – тот просто оказался не в том месте и не в то время, а в итоге угодил в больницу. Увидев отца в таком состоянии, юноша решает, что пора действовать.

«Красный, белый и синий» на бумаге может показать номинально самой скучной историей антологии. Очередной чернокожий страдает от расистских выходок полисменов, решает бороться с ними изнутри, вступив в правоохранительные органы, где так же испытывает унижения и оскорбления в свой адрес от коллег. Однако МакКуин мастерски расставляет акценты. В сердце истории – тема семьи, в частности отношения Лероя с отцом, не одобряющим решение сына пойти в полицию. Через эти отношения нам показывают внутреннюю борьбу героя, а так же его благие намерения, порой несовместимые с реальностью. Бойега чертовски хорош, и даже несмотря на все его мемные высказывания, «новое» после «Звёздных войн» позиционирование себя как актёра, репрезентующего чёрный народ на экране, игнорировать или переоценить его актёрские заслуги в этом фильме практически невозможно. Здесь его роль намеренно рифмуется с ролью в «Детройте» Бигелоу, однако видно, как он отрабатывает совершенно другие режиссёрские установки, подчёркивая тем самым свой талант вопреки всему.

Выделяется эта история ещё и за счёт поистине мощной режиссуры самого МакКуина – в лучших традициях «Стыда». Долгие тщательно скоординированные планы, стремительный повествовательный ритм и хорошо прописанный главный герой помогают 80-минутному фильму пронестись со скоростью лондонского экспресса. Может, как закрывающая глава всей антологии «Красный, белый и синий» — недостаточно убедительная точка, однако как самостоятельная история со своим ярким киноязыком, фильм ничуть не уступает остальным картинам «Голоса перемен».

Две оставшиеся ленты называются «Образование» и «Алекс Уитл». Обе основаны на реальных событиях. В первой показывается история взросления 12-летнего Кингсли, увлекающегося космосом и ракетами. После небольшого инцидента в школе мальчика отправляют в другую, особую школу, следующую политике сегрегации. Вторая картина – это байопик признанного писателя Алекса Уитла. Пять замечательных фильмов – пять маленьких топориков, которые вместе смогут срубить большое дерево (так гласит ямайская поговорка, от которой пошло название антологии). В данном случае такое дерево символизирует весь 2020-й год и его кинематограф в частности.

Вадим Богданов

Источник

234


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95