Правительственная комиссия одобрила эксперимент по онлайн-торговле вином через «Почту России». Запуск пилотного этапа запланирован на 1 ноября 2023 года. Сначала покупать вино дистанционно смогут жители столичного региона. В случае положительных результатов право заказывать алкогольные напитки онлайн получат все россияне. Примечательно, что к продажам посредством почты были допущены только вина отечественного производства.
К слову, это вызвало демарш у наших друзей по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), посчитавших что российский алкоголь в рамках проекта получает конкурентное преимущество, а это противоречит соглашениям между государствами-участниками: армянские, казахстанские и белорусские вина к эксперименту не подключили.
В вопросе разрешения продажи алкоголя онлайн много сложностей юридического характера, поэтому нынешнему решению предшествовало так много обсуждений. Еще в 2020-м Минфин готовил законопроект, который позволил бы начать онлайн-продажу, но тогда инициатива не была реализована — против нее, в частности, выступили Минздрав и МВД.
Официально реализация алкоголя в интернете запрещена с 2007-го, и если что-то таким образом покупается, то нужно понимать — это, по большей части, контрафакт. Поэтому государство так серьезно озабочено данным вопросом: нужно проконтролировать соблюдение норм российского законодательства в отношении торговли вином (временной период продаж, возрастной ценз и т.п.). Маркетплейсы давно заявляли, что готовы внедрить идентификацию клиента по возрасту при покупке алкоголя, а весь путь «от производителя до покупателя» будут регламентировать применением норм ЕГАИС, но пока государство решило начать эксперимент по продаже вина через почту. Вероятно, потому что это позволит отработать все технические вопросы, наладить взаимодействие контролирующих органов и продавца...
Выглядеть процесс покупки будет примерно так. Заказ оформляется через официальный сайт. Доставка будет только на следующий день (а то и позднее). Известно также, что продукция стран Евразийского экономического союза в пилоте не участвует. Да, в первоначальных редакциях документа фигурировали вина армянские, казахстанские и белорусские (пусть их доля на рынке невысока), но в итоговой версии четко прописано - только российское вино, причем список конкретных производителей для участия в эксперименте позже составит Минсельхоз. Получается, мы дискредитируем наших друзей с их продукцией. Не западных «врагов» с их вином, а производителей из Белоруссии и Армении. При этом, принимая решение популяризировать свое родное, мы снижаем конкуренцию и, неминуемо, качество самого товара.
Чего же добиваются авторы инициативы и на каких потребителей ориентирована новация? Вина популярных российских производителей давно представлены в торговых сетях. Единственным способом привлечь потенциальных покупателей в отделения почты видится демпинг — то есть более низкие цены. Но согласятся ли виноделы пожертвовать прибылью? Верится с трудом.
Есть и другие сомнения в пользе принятого решения. Дистанционная продажа вина повысит доступность такой продукции для населения, что естественным образом приведет к увеличению объемов ее потребления, убежден член Координационного совета при Минздраве Виктор Зыков. По его мнению, в связи с этим данная инициатива противоречит интересам общественного здоровья, поскольку ее реализация может привести к увеличению связанной с потреблением алкоголя смертности и заболеваемости. «Известно, что среди потребителей вина значительную часть составляют женщины, для которых существуют повышенные риски роста распространенности алкоголизма и возникновения у детей фетального алкогольного синдрома. Можно предположить, что в случае принятия законопроекта показатели женского алкоголизма со временем будут расти», – полагает он.
Надо отметить, что во многих развитых странах, где разрешена продажа алкоголя онлайн, государством созданы сильные механизмы контроля, подчеркивает управляющий партнер B&C Agency Иван Самойленко. «Нам в России это также необходимо. Очень важно соблюсти требования закона и не нанести вред самим потребителям, а доступ несовершеннолетних к такой возможности покупать онлайн спиртное нужно ограничить. И разработка требований к продавцам этой продукции тоже необходима очень тщательная и всесторонняя», – заключает он.
Людмила Александрова