В главной роли — снова британец Дэниэл Крейг, благодаря которому современный Бонд стал непохожим на привычный образ, созданный до него Шоном Коннери и другими.
Это уже четвертый выход Крейга на экран в роли агента 007 (после дебюта в фильме «Казино «Рояль»). Также это второй фильм о Бонде известного режиссера Сэма Мендеса, получившего в свое время Оскар за «Красоту по-американски». Предыдущий фильм цикла — «Координаты Скайфолл» (2012) — вышел в год 50-летия бондианы, и собрал самую большую кассу за всю историю франшизы (более $ 1 млрд).
Ян Флеминг, по книгам которого с 1962 года снимается цикл о Бонде, наверное, и не подозревал, что у его героя будет такая долгая жизнь. По словам самого Флеминга, Бонд задумывался как совершенно невыдающийся, скучный персонаж — исполнитель заданий британской разведки, по роду занятий попадающий в водоворот необычных событий. Даже имя своему герою автор постарался выбрать как можно более пресное. В результате, Флеминг назвал своего героя «простым, типично англосаксонским, мужественным именем» орнитолога Джеймса Бонда, книжку которого он в то время читал (одним из хобби Флеминга было наблюдение за птицами).
Первый фильм о Бонде — «Доктор Ноу» — снял в далеком 1962 году режиссер Теренс Янг. В этом, и еще 5 фильмах, Шон Коннери создал «классический» образ Бонда — джентльмена, ловеласа, циничного любителя женщин, дорогих автомобилей и коктейля «грязный мартини». Далее Бонда с переменным успехом играл еще ряд актеров, из которых больше всего запомнился Пирс Броснан. В 2006 г. создатели бондовского цикла в очередной раз сменили главного актера и для новой экранизации первой книги о молодом Бонде «Казино «Рояль» вместо высокого джентльмена Пирса Броснана выбрали коренастого блондина Крейга, лицом напоминающего нашего писателя Михаила Булгакова в несколько огрубленном варианте. Фанаты Бонда сначала пытались бойкотировать такую смену имиджа, появились целые сайты протеста с названиями типа «Крейг — не Бонд». Крейг и сам не сразу согласился, считая, что фильмы о Бонде давно свелись к шаблонным формулам, но прочитав сценарий, все-таки дал согласие. Фильм имел неожиданный успех, и за нестандартного Бонда Крейг получил множество наград, в том числе и премию Британской Академии Кино и Телевидения (BAFTA).
Второй после «Казино Рояль» фильм с Крейгом — «Квант милосердия» — был отмечен (забавный парадокс!) как содержащий наибольшее количество сцен насилия. Девушку Бонда в нем сыграла модель и актриса Ольга Куриленко, уроженка г. Бердянска (в родном Бердянске после этого в честь нее даже собирались назвать улицу).
Третий фильм «Координаты Скайфолл» — как мы уже сказали — принес наибольшие доходы, хотя в нем, по сути, отсутствовал важный персонаж франшизы — «девушка Бонда». Критики шутили, что место девушки Бонда заняла пожилая Джуди Денч, глава разведки под псевдонимом «М», погибающая в конце от руки злодея.
И вот, наконец, новый фильм. «007: Спектр» предлагает зрителям еще более эффектные локации и трюки, благо позволяет щедрый 300-миллионный бюджет: падающий вертолет на празднике в Мехико, гонки по улицам Рима, по контрасту, заснеженные Альпы с погоней через горы на самолете, логово загадочного «Спектра» в жарком Марокко, и, наконец, эффектный финал в старом добром Лондоне с взрывом здания разведки и погоней на катере по Темзе.
Вместе с Бондом в фильме действуют ряд персонажей из предыдущих фильмов — новый глава MI6 под псевдонимом «М» (Райф Файнс), его помощница Ив Манипенни, по ошибке чуть не застрелившая Бонда в предыдущем фильме (Наоми Харрис), компьютерщик Q (Бен Уишоу) и т. д.
Бонд последних серий, включая «007: Спектр» — менее гламурный, более живой и человечный. Таковы и другие персонажи фильма: зрители увидят новую девушку Бонда — живую и обаятельную француженку Леа Сейду, а также Кристофа Вальца в роли главного злодея, предлагающего зрителям своей фирменный (правда, уже слегка приевшийся) образ сладкоулыбчивого негодяя, и его помощника Хинкса, колоритного громилу, которого сыграл боксер Дейв Батиста. У Райфа Файнса небольшая, чисто формальная роль главы разведки, доставшаяся ему, так сказать, по наследству из предыдущего фильма. Еще меньший эпизод выпал на долю Моники Белуччи, так что ради Моники и Файнса на фильм точно ходить не стоит.
Интригу фильма разнообразит дополнительная сюжетная линия о грозящем расформировании MI6 — службе разведки, на которую работает Джеймс Бонд. Как оказывается, это тоже проделки «Спектра». Небольшим недостатком фильма (при напряженном действии) является не до конца ясный сюжет, который кажется еще более запутанным, если зритель не видел предыдущих серий. Впрочем, на общее понимание это не влияет — все равно понятно, где наши, где чужие, в финале зло, как и должно быть, оказывается побеждено, а влюбленный Бонд проявляет редкостный гуманизм по отношению к противнику.
Судя по теплому приему на премьере в Москве, новый Бонд приехал, перефразируя название одного из фильмов, «в Россию с любовью». В ближайшие годы мы, наверное, увидим еще несколько фильмов с Крейгом, пока в силу возраста (актеру 47 лет), его не сменят на более молодого.
Приятно, что есть сказка, которую одинаково любят зрители на всех континентах. Выходишь из зала, и невольно хочется быть как Бонд — элегантным, энергичным и мужественным. Дать пример для подражания — не в этом ли одна из главных задач искусства?