О том, что увидят зрители в 1000-м выпуске «Ералаша», Грачевский предпочел умолчать: мол, зачем заранее раскрывать карты? Зато пообещал, что будет смешно.
— Борис Юрьевич, что «Ералаш» значит лично для вас?
— Как ни громко это звучит, «Ералаш» — любовь на всю жизнь. Ведь главное для человека — его нужность, и созидается она в доме под названием «Ералаш». С каждым годом я начинаю ценить это все больше — то, что сделано, делается, и то, что я еще успею сделать... Зритель за любовь к нему платит тем же. Радостный детский смех — реакция на «Ералаш» — для меня дорогого стоит.
— Ваша студия оснащена новейшей техникой, у вас своя актерская школа, где дети обучаются по специальной системе. А кто придумывает сюжеты? Вы сами?
— Да что вы! Поднять такую махину один человек не в силах. Сорок сподвижников в течение дня живут со мной под одной крышей, мы думаем синхронно. Я привлек на студию дорогостоящую технику, которой управляет огромное количество специалистов, чтобы делать кино еще качественнее. Мы добиваемся, чтобы звук был максимально прозрачным, а монтаж — идеальным. Я ненавижу самодеятельность и неряшливость и хочу, чтобы мои дети-артисты играли на мировом уровне.
И они играют, как блистательные народные артисты, обучаясь «в бою». У нас к каждому ребенку приставлен специалист, который внимательно и долго за ним наблюдает. Дети постепенно привыкают к съемочной площадке, и только через определенное время юное дарование получает сначала крупный план, реплику, а уж после — главную роль. Многие начинающие у нас ребята после школы сразу поступают в театральный вуз, снимаются в сериалах и фильмах без дополнительной подготовки.
— И рядом с ними работают блистательные артисты: Сергей Гармаш, Татьяна Кравченко, Светлана Крючкова, Геннадий Хазанов, Сергей Безруков — список бесконечный. А любимые сюжеты назвать можете?
— Сюжеты — как дети, мне они все дороги. И любимых — не счесть. Ну, например, сюжет под названием «Успела»: девочка бежит по городу, сшибая все на своем пути, все ломается, происходят катастрофы разного калибра. И это для того, чтобы поспеть к определенному времени на выпуск «Ералаша» по телевидению.
Или вот один из последних: мальчишка выбегает из кабинета, целует учительницу и говорит: «Представляете, Анна Петровна, мне в школу завтра не идти». Перецеловал всех учителей. Входит директор школы: «А почему тебе не идти в школу?» — на что парень отвечает: «А у меня ветрянка».
— Я помню историю, где герой Харатьяна, отец-одиночка, спрашивает сына: «Есть двойки? И что, ничего не разбил? И Машино платье к парте не прибил? Эх, сынок, что же ты меня так подводишь?!» Этот папа влюблен в учительницу и, получая повод, каждый раз появляется перед нею с букетом цветов.
— Да, смешно получилось. А помните, как элегантно Максим Галкин сыграл Пушкина? А историю-трюк, когда к мальчику в комнату в окно влетают две феи, которые на поверку оказываются «новыми русскими бабками»?
— Существуют какие-то особенности съемок «Ералаша», если сравнивать их со съемками полнометражного игрового кино?
— Еще какие! Многие талантливые режиссеры, стремящиеся снимать «Ералаш», заваливали сюжеты, особенно эксцентрические. Один, очень опытный мастер, буквально припер меня к стенке, уверяя, что снимет как надо. А у меня — чутье, я знал, что не получится, но все-таки уступил. В итоге огромная работа была выброшена в корзину. Снять гэг (комедийный прием, в основе которого лежит очевидная нелепость. — «ВМ») так, чтобы он сработал, очень сложно. Как, впрочем, и комедию.
— Знаю, что вы сами в качестве актера снялись в нескольких игровых картинах. Трудно не командовать на площадке, где правит бал другой режиссер?
— Не поверите, но это огромный кайф, когда решения за тебя принимают другие! Мне нравится быть артистом. Я, например, с удовольствием снимался в комедийной роли двойника кинобосса, который изображает из себя большого начальника.
— Как вы впервые оказались на сцене?
— Я уже в шесть лет работал с отцом в эстрадном номере: угадывал на расстоянии чужие мысли. Все время вращался в творческой среде. Даже одно время жил в Переделкине, где оканчивал школу, в которой учились дети писателей. Я ходил к Чуковскому «на костры»: Корней Иванович собирал друзей на посиделки.
Прийти мог любой, только за вход надо было принести 10 шишек. Там собирались писатели, они читали детям стихи, играли с нами. Я, кстати, хорошо запомнил год, когда умер Пастернак, и момент, когда застрелился Фадеев. Но после школы я отправился не на сцену, а строить ракеты в Королеве. До «Ералаша» было еще ой как далеко...
— Были ли в вашем детстве шалости, которые позже стали основой сюжетов «Ералаша»?
— Да, кое-что использовал. Например, мы с приятелями часто разыгрывали случайных зрителей: в транспорте я начинал усиленно чесаться. Пассажиры, естественно, пугались, думая, что у меня чесотка, разбегались, и я продолжал поездку в свободном пространстве. Однажды, проспорив приятелю, я ехал в автобусе, притворяясь пьяным: интеллигентным, вежливым молодым человеком, который при этом так всех достал, что его, то есть меня, в итоге выкинули из дверей...
СПРАВКА
Детский юмористический киножурнал «Ералаш» выходит с 11 сентября 1974 года — сначала в кинотеатрах, а затем на ТВ. Его основателями стали драматург Александр Хмелик и Борис Грачевский, который с 1974 по 2001 год был директором, а с 2002 года — художественный руководитель «Ералаша».
Елена Булова