..Вот уж семь лет, как Георгия Гараняна нет с нами (он ушел в январе) — настоящего аристократа джаза, человека не жадного до чужой славы, всегда помогавшего молодым джазменам, раскрывавшего им свои «секретики», что мало кто делает вообще. От Гараняна помимо самых теплых личных воспоминаний остались его школа, оркестр, его фестиваль, который вскоре как раз и откроется. Чем не повод поговорить о нынешней джазовой реальности с вдовой Георгия Арамовича Нелли Закировой.
..Вот уж семь лет, как Георгия Гараняна нет с нами (он ушел в январе) — настоящего аристократа джаза, человека не жадного до чужой славы, всегда помогавшего молодым джазменам, раскрывавшего им свои «секретики», что мало кто делает вообще. От Гараняна помимо самых теплых личных воспоминаний остались его школа, оркестр, его фестиваль, который вскоре как раз и откроется. Чем не повод поговорить о нынешней джазовой реальности с вдовой Георгия Арамовича Нелли Закировой.
— Нелли, как вы считаете — жив джаз?
— Мало того, что жив, он снова вошел в моду. Об этом можно судить по числу желающих поступить на джазовое отделение в музыкальные школы, огромные конкурсы. Дети мечтают играть на саксофонах, на барабанах, на трубах, и это здорово. И для своих выступлений они выбирают не только классику жанра (джазовые стандарты), но и произведения современных джазовых композиторов. Вот, кстати, и на наш фестиваль мы приглашаем помимо именитых музыкантов как раз молодежь, чтобы они выступили вместе со звездами в дуэтах, ансамблях... у нас, например, легенда джазовой гитары Алексей Кузнецов любит поиграть с детьми, в этом году — Аркадий Шилклопер... при аккомпанементе базового оркестра фестиваля биг-бенда Георгия Гараняна — ансамбля «Мелодия»...
— Иные джазмены сетуют на то, что сложно удержать понимание жанра в стройных стилистических рамках, зачастую эти рамки уж очень сильно размываются, и в медийной среде под видом джаза продается нечто совсем уж далекое...
— А что в этом плохого, что рамки расползаются? Жанр же должен развиваться. Если эта музыка так хороша, что хочется ее играть по-разному, — почему нет? Элементы джаза все равно сохраняются, но сама музыка меняется; да о чем мы говорим — ни одно джазовое произведение второй раз услышать в той же версии невозможно! В этом — огромная сила и волшебство жанра. Да ради бога — пусть он звучит в попсовых вариантах, в народных, в каких угодно! И не надо джаз ограничивать, это не классика, здесь часто музыканты вообще без нот играют. Меня сначала удивляло, когда такие маститые джазмены, как Игорь Бриль, Алексей Кузнецов, встречались за пять минут до концерта (а там уж полный зал сидит): «Ну что будем играть?». Джаз — это джаз, он в голове, в руках, в настроении...
— Попробовали бы так академисты...
— Вот я пришла однажды на классический концерт, и те музыканты, которые меня пригласили, не смогли выступить: оркестр выучил первую часть произведения, а они — вторую. А в джазе это невозможно, настоящие джазмены всегда договорятся, с радостью привлекают музыкантов из всех жанров и не боятся этого. Так что если зритель имеет хоть минимальный интерес к джазу, он и дальше будет слушать эту музыку в разных стилях. А нет — этот зритель потерян, и ничего тут не сделаешь.
— Как вы ощущаете, не ушел ли джаз из «здоровой повседневности», этакой кафешно-эстрадно-парковой, будучи выдавлен в фестивальный формат?
— Конечно, джаза хочется больше, и его распространенность сегодня недостаточна. Это совершенно необременительная для слуха музыка, богатая по формам и стилям, и если бы наши радиостанции включали почаще в свои программы джазовые произведения — от этого бы только все выиграли. Потому что когда начинают раскручивать просто какого-то попсового исполнителя на радио или ТВ, продюсеры превышают допустимые нормы, и люди устают от этой музыки. Им хочется нырнуть в неведомые дали. Так что джаза не хватает...
— Как и Георгия Арамовича... какие качества молодые музыканты могли бы перенять у Гараняна?
— Мне кажется, что Георгий был такой притягательной фигурой не только потому, что был джазменом, а в первую очередь потому, что был личностью. По образованию — инженер, всё, чем овладел в жизни, — овладел сам, без посторонней помощи. Ну представьте: у него не было музыкального образования, три месяца дирижерских курсов при Московской консерватории. Но при этом он стал топовым музыкантом, который имел персональный джазовый абонемент в Большом зале консерватории. Это невероятно! Сам выучил английский и в совершенстве им владел. Ему покорялись любые музыкальные формы, да и вообще он очень многим интересовался в жизни. Вон, в Израиле его повели куда-то на экскурсию, так он знал не меньше самого экскурсовода! Так что молодым можно советовать только одно — стремитесь быть личностями.
— Да вот Георгий Арамович исполнял партию саксофона во многих популярных фильмах...
— Когда в «Бриллиантовой руке» близкий друг Георгия Андрей Миронов танцует на палубе, как раз в этот момент звучит саксофон Гараняна. И в фильме «Мы из джаза» он играл темы, и в мультиках «Ну, погоди!», и в «Иронии судьбы» его дирижерская рука... Уникальный человек. Так любил музыкантов своих, продвигал их, отдавал им все-все-все свои соло, не выпячивал себя. Вот в память о Гараняне уже в девятый раз мы даем фестивальный концерт 25 января — в Татьянин день. Ведущими будут Ирина Линдт и Марк Тишман. Участвуют около двадцати коллективов, блестящие солисты: Шилклопер, Кузнецов, Ольга Кляйн, джазовый аккордеонист Владимир Данилин, дирижер и тромбонист Антти Риссанен из Финляндии. И, конечно, талантливая молодежь!
Ян Смирницкий