Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

В защиту живого слова

Попытка авторского объяснения — или «На кой чёрт сдались рассказы в средствах массовой информации?»

Здравствуй, читатель! Сегодня я, автор, хочу проголосовать за живое слово. Оно совсем исчезло. А ведь было же оно!


Автор ныряет на глубину. Румынский постер фильма «След в океане» (1964)

Если посидеть в читальных залах и хранилищах старых газет, то увидишь: не в такие уж и далёкие годы авторский небосклон газетных изданий был сравним со звёздным небом, по которому бродили, бросая лучи, кометы и яркие звёзды: утренняя планета Венера,  красноватый Марс, большие и малые созвездия — не говорю уже про ковш Большой Медведицы с Полярной звездой.

Млечный путь был рассыпан и в газетах. Не в книгах поначалу, а именно в номерах больших и малых газет публиковали образцы художественного слова многие писатели.

Вспомним хотя бы отраслевую газету «Гудок», в которую писали Юрий Олеша, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров, Михаил Булгаков.

Печатать в газетах, кроме статей, живое слово когда-то было традицией. К примеру, ставший классикой рассказ М. Шолохова «Судьба человека» впервые вышел в газете «Правда», в номерах за 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года.

А знаменитым персонаж Володя Шарапов (помните фильм «Место встречи изменить нельзя»?) родился в газетном рассказе Аркадия Вайнера о милиции в многотиражке «На боевом посту», выходившей на Петровке.

…«С тех пор всё поменялось!» — скажут мне. И ткнут пальцем в километры текстов в медиа без всякой «живинки» — текстов, оструганных до унылости телеграфного столба.

Да, это так…

Но без живого слова унылое будущее ждёт СМИ и тех, кто «малюет» в них наполнение по трафарету: искусственный интеллект уже скрежещет электронными зубами и электронными мозгами, потирая условные «руки».

Вот какой прогноз дают аналитики Агентства стратегических инициатив и Сколково в «Атласе новых профессий»:

 
 
 
 

«Компания Bloomberg заменила часть своего новостного персонала на программу искусственного интеллекта, которая пишет биржевые новости быстрее и более красочно, чем журналисты-люди. Через 20 лет искусственный интеллект сможет на 95% решать задачи, связанные со СМИ…

Основным уделом журналистов станет авторская журналистика, построенная на оригинальных взглядах и подходе автора, близкая к художественной литературе или кино».

 
 
 
 

Учёные и прогнозисты давно бьют в медные тазы: «УЧИТЕСЬ ТОМУ, ЧТО МАШИНЫ ДЕЛАТЬ НЕ МОГУТ». А стало быть, авторам уже сейчас или вскоре надо учиться мыслить образами и писать, как писали мастера слова.

Вот таким прогнозом я хочу напомнить, что художественный текст любого формата (рассказ, очерк, новелла, живое интервью) в газете необходим.

Потому что без текста, далёкого от информационного «сукна», написанного живым языком, — нет баланса в медиа. Баланса серьёзного и написанного для души, баланса сухих фактов и образной речи, баланса политических новостей и того, что взахлёб читает простая домохозяйка, не склонная ни к какой политике.

Многие мои художественные рассказы, которые я потом включал в мои книги-сборники, в своё время вышли именно в газетах — эти номера газет на пожелтевшей бумаге я храню до сих пор.

Вы будете смеяться, но первый из моих «взрослых рассказов» (ибо я и детских рассказов опубликовал в газетах на целую книжку!) вышел не в литературном издании, а в городской газете — в то время органе горкома КПСС и горисполкома — в удивительном соседстве:

на первой полосе большого формата А2 — шапка «Достойно встретим XXVII съезд КПСС!» и информационное сообщение о IX пленуме обкома КПСС с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР;

на второй полосе — рубрика «Делегаты областной партконференции» и деловой рейд газеты «В плену у дефицита»;

на третьей полосе — подборка «Реформы школы: опыт и проблемы» и международные сообщения; —

а на последней четвёртой полосе всю страницу занимает мой рассказ «Той зимой» — про реку и мой удивительный случай с  замёрзшими ногами и рыжей собачкой, которая не пускала меня в домик, где топилась печь…


Вы думаете, в редакциях газет с объятиями ждали художественные рассказы и не знали, чем заполнить газетные полосы? Как бы не так — приходилось воевать, чтобы рассказы ставили.

И всё же газеты понимали, что без живого слова они не интересны читателю.

Вот пример 2007 года, областная конференция в губернском городе, название которого я опущу. При входе в зал участникам раздают областную газету – где на первых страницах большого формата А2 подводятся итоги года, даются цифры и факты, региональные показатели, планы по нацпроектам. Областное руководство довольно: видит из президиума, что газету читают и просматривают, она в руках у всех сидевших в зале…

Но хитрость в том, что за семью полосами официоза – на последней восьмой странице областного издания (на всю полосу!) стояло живое интервью с известным путешественником, с его захватывающими рассказами. О том, к примеру, как на Мариинских островах пираты угнали его яхту – а он, выследив пиратскую стоянку в одной из бухт, оглушил охрану и вывел похищенную у него яхту в океан, уйдя от злодеев.

Такой приём с массовым чтением газеты на областной конференции был блестящим тактическим ходом главного редактора. Живой и образный рассказ путешественника записал, конечно, я, борясь с «сукном» и скукой в официальной газете. Но интересное интервью «выкатил» именно в номер газеты, подготовленный для конференции, умный главред – сразу сделав деловой выпуск читабельным...

Приём не новый – живое слово всегда вытягивало выпуски газет, это известно каждому редактировавшему издания. Кто-то шутливо назвал эти нестандартные «живинки» прессы «удивительными образчиками» газетного жанра.

Впрочем, так ли шутливо?

«Живопись словом» и умение уйти от «телеграфного стиля» всегда были козырем «золотых перьев» газет – таких, как Василий Песков, Анатолий Аграновский, Татьяна Тэсс, Инна Руденко, Мэлор Стуруа, Илья Шатуновский (можно долго перечислять классиков журналистики).

Но если вернуться к сегодняшнему дню, то уже проглядывается ситуация, что робот (то бишь нейросети, искусственный интеллект) вытеснит журналистов из СМИ – лишит работы рать ремесленников нашего цеха, пишущих шаблонно.

И увольнения части персонала новостной компанией Bloomberg – это лишь первая ласточка. Вы только посмотрите, с какой энергией сейчас вербуют через интернет кадры для обучения нейросетей (по сути, «могильщиков» нынешней «универсальной журналистики»)

А вот мастеру живого слова и умной мысли роботизация не угрожает. Только он и выживет в «дивном новом мире» (© Олдос Хаксли). И я в это очень верю.

Виктор Прегельский

151


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95