Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Валенсийские парадоксы (Часть 1)

Символ XXI века?

Разумеется, приехав в испанскую область Валенсию, вы уже прекрасно знаете свою программу – отели, пляжи, экскурсии, музеи. Но есть здесь одно место, где вы можете захотеть скорректировать, и весьма основательно, все свои планы. Это чудесное место внедрилось в ткань Валенсии и именуется Городом искусств и наук.

 

Очень хотелось бы назвать его символом наступившего века...

В любом случае, если архитектура – это застывшая музыка, то, должно быть, это замерли напряженные и будоражащие ритмы «техно».


Город искусств и наук: город в городе

Циклопические белоснежные конструкции порой заставляют вспомнить об увеличенном в миллиарды раз фрагменте морского животного, вообразить не известный науке макро-цветок, а одно сооружение смахивает на гигантскую пилотку и в то же время на глаз чудовищных размеров великана.


Глаз великана?

Картину дополняет другой фантазм: вспененными над поверхностью белыми волнами изгибы крыши сооружения изящно опираются на стены из темного стекла.

Рядом – ажурный, словно сотканный из параллелей и меридианов, шар. Это еще один просторный павильон.

Как же появилось на свет это футуристическое чудо?

Думается, подвигнул валенсийцев на его возведение зарождающийся комплекс неполноценности: в одном испанском городе состоялась Олимпиада, в другом Всемирная выставка, а чем Валенсия хуже?

И лишний раз доказали, что не только не хуже, но в известном смысле и лучше (хотя сравнивать достоинства мегаполисов, несущих шлейф богатой истории, столь же бесперспективно, как сопоставлять прелесть двух женщин: у каждого есть что-то неповторимое).

Отметим всё же, что подобным комплексом – не неполноценности, а архитектурно-познавательным – ни один город в мире не располагает.


На дворе XXI
век

А в хронологическом плане это развивалось с предложения одного местного профессора, специалиста по истории науки, использовать высохшее ложе реки Турия для создания музея науки. Произошло это в 1989 году и не стало каким-то пионерством: подобного рода музеи успешно работают в разных странах.

Но валенсийское правительство решило создать нечто особенное, более масштабное. И название этому тут же придумали: «Город науки».

Была призвана команда архитекторов, уже зарекомендовавшая себя завершёнными проектами в Мюнхене, Лондоне и в одном из канадских городов.

Доминантой солидного комплекса должна была стать телебашня высотой в 370 метров, одна из самых высоких в Европе.

И хотя проект был принят и даже началось кое-какое строительство, общественность довольно резко выступила против неоправданной гигантомании, особенно башни, что выливалось в серьёзное бремя для бюджета.

Вот тогда и решили обратиться к одному из самых выдающихся в мире современных архитекторов – Сантьяго Калатраве. Удивительно, что это не было сделано изначально. Неужели опять – «нет пророка в своём отечестве»? Ведь он – уроженец Валенсии.


Сантьяго Калатрава: удивляющий мир

Причём, как говорится, нарасхват повсюду. Осуществлённые им проекты неизменно зачисляются в число выдающихся сооружений, а то и шедевров. Будь то башня Монжуик в Барселоне, небоскрёб в шведском Мальмё, Музей искусств в американском Милуоки, вокзал в бельгийском Льеже, концертный зал в Тенерифе на Канарах или удивительные, парящие мосты в Севилье, Буэнос-Айресе и Бильбао. Справедливости ради, скажем, что и в Валенсии есть его мост, да всё же обратились поначалу не к нему…

Расширив тематический охват проекта до «Города искусств и наук», Калатрава сделал ставку на бионику ­– заимствование и художественное осмысление созданного природой.


Ставка на бионику

Биотек – так специалисты именуют этот симбиоз природных форм, преломленный в современных технологиях и материалах.

Человеческий глаз, веко которого способно опускаться и подниматься, напоминает павильон «Полусфера».  

Другой заставляет вспомнить о скелете кита из фильма «Левиафан».

Белоснежное сооружение в окружении воды отсылает к образу раковины. Другие строения продолжат тренинг вашей фантазии…


Как можно было придумать такое…

При этом о связи с природой напоминают не только внешние формы, но зачастую и происходящее внутри павильонов. С особой яркостью это происходит в Океанариуме.


Океанариум

Мы, небольшая группа журналистов, расположились на скамьях вокруг полукруглого главного бассейна (есть ещё четыре поменьше), где начиналось шоу с дельфинами.

Одно дело видеть это на фото или даже в кино, и другое – оказаться внутри этого действа.

Раздались громоподобные раскаты музыки и – началось. Дельфины под руководством умелого зоо-дирижёра демонстрировали чудеса ловкости, выпрыгивая на немыслимую высоту из воды, пролетая по два, по три, по четыре в ряд сквозь кольца, мастерски играя мячом, что твой центрфорвард, благодарно на лету ловили рыбную награду и, похоже, получали от всего этого не меньшее удовольствие, чем зрители.

Впрочем, они ведь такие смышлёные, что могли радоваться тому, что своим искусством доставляли удовольствие. Узнаем об этом, когда наконец будет создан человеко-дельфиний словарь.


Шоу дельфинов

А пока что мы разделяли всеобщее веселье, купаясь в водяных брызгах и взвизгах и криках бесчисленных детишек, заглушавших порой музыкальный накат.

И дельфинарий – не единственное, что скрывает в своих недрах этот павильон.

Он вместил самый большой в Европе аквариум, где обитает ни много ни мало 45 тысяч живых особей.

Причем, не все вместе, а в соответствии с максимально комфортными для себя условиями. Гранд-аквариум разделён на девять зон, представляющих собой основные экосистемы.

Около семи с половиной тысяч обитателей средиземноморской зоны чувствуют себя в просторных застеклённых бассейнах «как рыбы в воде». Дно покрыто грунтом с морскими растениями, умело выложены и крупные камни.

Знакомство с обитателями следующей зоны – умеренного и тропического климата – не для слабонервных. Вы как бы внедряетесь в быт этой живности; сквозь огромный аквариум проложен невысокий туннель, и проплывающие подле вас акулы, как вам кажется, посматривают на вас достаточно плотоядно. Невольно стараешься поскорее преодолеть подводный проход, отгоняя нехорошую мысль: а вдруг это всё, что над тобой, треснет и лопнет?..


В недрах океанариума

Мысленно вздыхаешь с облегчением, когда оказываешься рядом с фламинго, утками и прочими лебедями – это обитатели прибрежных зон с влажным климатом. И их водоём – под открытым небом, вдали от обладателей смертоносных челюстей.

Кстати, отсюда видна крыша океанариума, спроектированная привлечённым на завершающей стадии архитектором Феликсом Канделой.

Но мы ещё не закончили знакомство с водным павильоном. Следующая зона отведена морским львам и их сородичам, обитающих на островах. Она так и именуется: «Острова».

Белухи и моржи явно уютно себя чувствуют в гигантском полукруглом застеклённом бассейне с арктическим температурным режимом. А скалистый утёс, основание которого покрыто водой, приютил пингвинов и загадочных красных птиц с длинными клювами.

Разнокалиберными и разномастными рыбами наполнен двухуровневый бассейн «Океаны», позволяющий представить миграционную жизнь рыбных косяков.

Всё это не только радует глаз, но и расширяет, делает более осязаемым ваше представление о подводном мире.


Добро пожаловать в подводный мир

Хотя, конечно, вживую, не через стекло, краски подводного царства наполняются ещё большей яркостью. Не забыть плавания с маской и трубкой в прибрежных водах Персидского залива. От волшебной красоты разве что отвлекали огромной длины острые и опасные иглы морских ежей. Но обошлось. А впечатление от неземных (подводных) красок впечаталось.

В ещё большей мере (уж в практической плоскости – точно) обогащает ваше представлении об устройстве мироздания «начинка» другого павильона – Музея науки имени принца Фелипе.

Ты сознаёшь: сотни миллионов евро пошли не столько на самоутверждение валенсийцев и самовыражение талантов местных архитекторов, сколько на достижение задачи, соответствующей новому тысячелетию – передать людям, в первую очередь молодым, все основные ценности науки и культуры.

Это, как подчеркивают работники Города искусств и наук, сделает людей наступившего века более свободными – узнавая новое, они получают больший выбор, могут принимать более точные и осмысленные решения.


Музей науки

Конечно, массу прежде тебе не известного можно узнать при одном условии – если ты этого хочешь. Но создатели Города с дьявольской изобретательностью сделали всё, чтобы ты того захотел. Главное их средство – вовлечь тебя в игру.

Здесь действует «строгое правило»: «Запрещено: не трогать, не чувствовать, не размышлять».

Человека, окруженного массой моральных и физических запретов, – а как иначе можно существовать в цивилизованном обществе? – «требование» трогать все экспонаты, запускать действующие модели, играть в познавательные компьютерные игры не может не привлекать.


В мире науки

Вот и я в разделе, посвященном самым крупным «братьям нашим меньшим» – китам, встал на специальные весы, где стрелка указывает не только живой вес, но и твое соответствие по этому показателю одному из китов.

Моим «побратимом» стал «тихоокеанский белобокий», голова которого вскоре и показалась из соответствующего загона – муляж, конечно, но роботизированный, в натуральную величину.

Тут же можно поставить печать в форме «твоего» кита. Может, в паспорт шлепнуть? Впрочем, ты и так уже навсегда запомнишь родного левиафана и его собратьев, а погранцы могут и не оценить твой юмор...

В соседних разделах множество действующих экспонатов, помогающих познавать законы физики и механики. Я выбрал самый простой: коснувшись ладонями двух металлических пластин, определяешь, – как я понял, – собственный потенциал статического электричества. Двое коллег передо мной зафиксировали стрелку прибора на цифрах 40 и 20. У меня она зашкалила за максимальные 100 и готова была двинуться дальше...

Подумалось: а ведь я уже свыкся с собственным образом «тихоокеанского белобокого» и печать на какой-то проспектик шмякнул. Так, может, я все же электрический скат?

Отчего-то вспомнилось, как довелось в стародавнем, одном из самых первых, КВН заработать очко, бойко ответив на вопрос ведущего о том, можно ли побриться от электрического ската. Ответ мой был: можно, даже два раза – первый и последний, поскольку бритвы рассчитаны максимум на 220 вольт, а напряжение ската – 300.

В этих воспоминаниях и размышлениях я приблизился к 34-метровому маятнику Фуко, едва ли не самому длинному в мире.


Знаменитый маятник Фуко

Народ заворожено следит за ритмическими колебаниями, явно не без труда переваривая мысль, что не гигантская шаровидная гирька мерно раскачивается, незаметно смещаясь по окружности огромного циферблата, а наглядно показано вращение Земли, посему все присутствующие вместе с Городом искусств и наук «вращаются» вокруг маятника, который проходит путь по окружности циферблата за 34 часа. Похоже, кое-кто готов ждать полного оборота...

Изящным, хотя и монументальным архитектурным элементом выглядит колоннообразная сверхувеличенная модель ДНК... Интерактив, голограммы, компьютерные игры, Интернет...

И конечно, вы остановитесь подле наклеенной на пол фотографии всего Валенсийского сообщества – 14 на 8 метров, снято из космоса, по ней можно даже походить, если снимите обувь, ощутить себя завзятым глобтроттером.

Но вот следующий экспонат способен изменить ваши планы на ближайшую неделю-другую. С помощью джойстика вы можете совершить компьютерное путешествие над всеми валенсийскими землями, причем на разной высоте и с разной скоростью, в зависимости оттого, что вы выберете – космический корабль, самолет, дирижабль либо «птичий полет».

Приятно чередовать вид транспорта, а время от времени, нажав кнопку с названием понравившегося городка или селения, надолго «зависнуть» над ним, рассматривая красоты и прикидывая, как бы посещение и этого местечка втиснуть в плотный «рабочий график» предстоящей поездки. Я, например, понял, что необходимо побывать в живописнейших городках Альтеа, Эльче, Дения, Гуадалест, Бенидорм. Сверившись с распечатанной программой, с облегчением убедился, что города эти там присутствуют.

Но пока что нам предстоит совершить ещё одно воздушное путешествие. Не какое-то там, а космическое. Для этого надо перейти в павильон L'Hemisfèric, вместивший кинотеатр IMAX, планетарий, театр лазерных постановок.


В зале IMAX

Гигантский экран площадью девятьсот квадратных метров словно втягивает вас вместе с вашем креслом, в котором вы полулежите, в заоблачные выси.  

…Выйдя на свежий воздух, рассмотрю ещё один яркий объект всей этой белоснежной урбанистики – равно гостеприимную для концертов и крупных спортивных состязаний Агору.


Агора: от концертов до тенниса

Эту немыслимую архитектурную фантастику, увенчанную подобием циклопической арфы, деловито позиционируют как «многофункциональный центр». В повседневности она попеременно принимает оперных певцов и мастеров большого тенниса.

У нас ещё остаётся немного времени, чтобы заглянуть в «ботанический» павильон. Галерея с арочным перекрытием собрала, кажется, всю средиземноморскую флору…


Ботаническая галерея

Последние штрихи в возведение зодческого уникума были сделаны в 2011 году, хотя готовые павильоны к тому времени уже работали десяток лет.

Но, оказывается, великому Калатраве этого мало. Он уже задумал расширение своего архитектурного чада (или чуда?). Купольный комплекс, в его понимании должен быть уравновешен вертикалями, пусть и не прямыми.

Он уже спроектировал три башни – Торре Валенсия, Кастелло и Аликанте. Соответственно, 308, 266 и 220 метров. Рассказывают, что планируется сделать их изогнутыми, подобно его небоскрёбу в Мальмё «Поворачивающийся торс».


Вечер в городе фантазмов

Немыслимая фантазия и искрящийся талант мэтра, конечно ошеломляют. Но меня не раз в таких случаях впечатляло другое: ведь распорядители финансов, разного рода инстанции благосклонно принимают такие проекты.

Значит, доверяют не собственным «представлениям о прекрасном», а вкусу мастера, его мировидению.

 

Владимир Житомирский

607


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95