Беспрецедентный арт-форум стартовал в Петербурге: «Графффест» призывает защитить уличных художников от вандалов и предоставить им специальные зоны. Это при том, что сами мастера граффити и стрит-артисты до сих пор считаются нарушителями закона, ведь они обычно расписывают городскую собственность. Так, мировой лидер стрит-арта Бэнкси, чьи работы оцениваются в сотни тысяч фунтов стерлингов, скрывает лицо и настоящее имя от всех, чтобы не оказаться за решеткой. Пора ли выйти уличным художникам из тени, а закону поменять представление о вандализме?
— Мы расписали несколько билбордов в поддержку стрит-арта, а на следующий день два из четырех щитов были испорчены вандалами, — рассказывает «МК» художница Светлана Петрова, инициатор первого арт-форума уличных художников. — В одном месте вырезали картину и унесли с собой, то есть лишили возможности публичного просмотра произведения искусства. А ведь это основа стрит-арта — искусство должно быть публично и бесплатно для народа. Настоящий стрит-арт также страдает от вандализма.
Выразить свой протест вандализму Светлана решила художественным способом: она сделала плакат, копирующий картину Боттичелли «Рождение Венеры». Только вместо Венеры толстый рыжий кот-искусствоЕд вопрошает: «Сколько мне еще осталось жить, вандал?» Плакат-манифест теперь водружен около метро «Технологический институт». Но борьба с вандализмом не единственная задача, первейшая — добиться выделения открытых зон для уличных художников.
— Дайте нам свободные зоны! — призывает Петрова. — У нас много неблагоустроенных домов — можно их раскрасить. Когда люди увидят качественные вещи, поймут разницу между стрит-артистами и вандалами. Должна быть государственная поддержка. Граффити — это тоже культура.
Первую такую зону уличные художники уже нашли. Она на бывшей фабрике «Красное знамя», владелец которой предоставил стрит-артистам бетонный забор. На нем должна родиться «Картина нового мира». Так называется проект 16 участников «Графффеста». Новый мир, кстати, не красивое словцо, а главная фишка эстетики стрит-арта. Ведь эти художники мечтают преобразить серое пространство привычного города. В этом солидарны художники всего мира. Однако многие не ограничиваются украшением серых стен, а высказываются на политические темы. Спокойно и вдумчиво, как в Великобритании Бэнкси. Или резко и в лоб, как в России арт-группа «Война». Сотрудник отдела новейших течений Третьяковской галереи Кирилл Алексеев уверен, что у «Войны» скоро появятся много последователей.
— Если государство не будет интересоваться стрит-артом, то оно будет носить все более протестный характер. Можно ждать всплеска в ближайшие два-три года. Я радикально скажу: наше государство само как вандал. Сколько за последние сто лет советские власти и дореволюционные снесли памятников архитектуры? И сейчас пачками сносят здания. Что касается стрит-арта, было бы, конечно, разумно создавать открытые зоны для уличного искусства, как в Перми. Там, в Музее современного искусства, стрит-арт легализован. Но это единственная резервация на всю страну. Стрит-арт — протестное явление, важная его составляющая — сиюминутность. Когда человек расписывает за секунды поезд, а потом 12 часов ждет, пока этот поезд проедет мимо него и изображение оживет. В особой защите, откровенно говоря, стрит-арт не нуждается. Есть изящный закон: действительно качественные вещи живут века. Тот же Бэнкси и любые другие художники стрит-арта начинали с того, что их сажали. В Бристоле, откуда родом Бэнкси, приняли закон, защищающий граффити. Сделали зоны граффити. Это привлекает туристов.
— Сколько у нас таких художников?
— Большинство этих групп — партизанщина. Но когда я провожу конкурс к «Ночи музеев» по всей России, какое-то количество уличных художников обращается. Я пришел к выводу, что всего в этой сфере вращается около 7 тысяч человек по всей стране, включая выставочных монтажников и дизайнеров. Все они выживают. В Европе или Америке в десятки раз больше. В Нидерландах художник может прийти, показать свои работы, сказать, что он уличный художник, и получить мастерскую и пособие. И не интересуются его проблемами с законом. У нас такое возможно? Если государство не будет интересоваться стрит-артом, то оно будет носить все более протестный характер. Можно ждать всплеска в ближайшие два-три года.
— Представим, что уличное искусство признали и решили музеифицировать. Как?
— Тогда госучреждения и музеи должны стимулировать фестивали стрит-арта, делать открытые зоны. Нельзя оставлять это нишу галеристам, потому что они будут продвигать только своих художников. Государство должно заняться этим вопросом, тогда решится проблема качества. Стрит-арт — не только граффити, уличные перформансы, шоу. Когда группа «Война» проецировала на стену Белого дома веселого Роджера, это тоже стрит-арт. Вообще, в России уличный художник — больше чем художник, он человек с общественной позицией!
— Какие места в Москве можно сделать открытыми зонами стрит-арта?
— Любые заброшенные промышленные зоны, их у нас много. Там всем российским граффитчикам хватит места. А, например, в Германии есть традиция: когда здание собираются реконструировать, его на две-три недели отдают художникам. Там происходят акции. В Берлине я видел километры площадей, расписанных граффитчиками. Туда народу ходит огромное количество, что способствует популярности и города, и современного искусства.