Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Ваша память может быть намного лучше

Часть 2

Отрывок из книги Т. Бьюзана «Максимально используйте свой разум»; Мн., Попурри, 2000; — 192 с.: ISBN 985-438-255-9; стр. 15-69.

2. Ваша память может быть намного лучше
Продолжение

Специальные системы запоминания

Эти системы запоминания, когда-то описанные как трюки, теперь известны и базируются на двух основных аспектах памяти: привязывании и нахождении необычных свойств.

Существует всего лишь два простых правила для этих систем.

1. ПРИВЯЗЫВАНИЕ. Вы должны установить простую связь между запоминаемыми вещами или же между тем, что подлежит запоминанию, и специально подготовленным кодовым списком. Это означает, что вы объединяете информацию, размещаете ее в столбик по восходящей или нисходящей, смешиваете ее или противопоставляете.

2. ВЫДЕЛЕНИЕ. Вы должны любым возможным способом представлять информацию в виде комбинированных образов, используя при этом все органы чувств. Это значит, что комбинированные образы должны быть намного шире обычных, встречающихся в жизни, ярко окрашены, юмористичны или абсурдны. Вы также должны, по возможности, всегда представлять, как вы пробуете, трогаете, слышите, видите и нюхаете данную информацию.

Одна из простейших основных мнемонических методик известна как система звеньев, где серия предметов запоминается при помощи двух основных правил.

Например, человеку нужно позвонить своему партнеру насчет контракта, как только он войдет в офис, позвонить жене, написать письма, подтверждающие встречу во время ленча; сверить счета; забронировать билет на самолет; встретиться с телевизионным продюсером после обеда; купить бутылку вина, горошек и бумажные салфетки по пути домой. Он может запомнить все это следующим образом.

Он должен представить, как из телефонной трубки, словно джин из бутылки, появляется его партнер, размахивая огромным контрактом, который им нужно обсудить по телефону. Из другого телефона появится его жена, жонглирующая горошком и бумажными салфетками, вытирающая вино, вылившееся из разбитой бутылки.

Вся сцена, которую он представит себе, должна быть огромной, словно она демонстрируется на экране гигантского телевизора.

Чтобы вспомнить про письма и прочее — и позволить, таким образом, своему воображению лучше использовать мнемоническую технику, — он должен представить огромнейший ленч, накрытый на телевизоре, и тысячи долларовых банкнот над ним, которые сыплются из самолета, пролетающего в небе.

Этот пример кажется смешным, абсурдным, преувеличенным. Да, так оно и есть! Но эффективность его станет вам ясна, когда вы поймете, что этот пример будет трудно забыть.

Многие люди используют подобные методы как на работе, так и в личной жизни. Деловые люди, например, могут использовать подобную систему для того, чтобы запомнить, кому нужно позвонить сразу по возвращении в офис, какие письма нужно написать, с кем нужно встретиться после обеда, а также что нужно купить по дороге домой.

Нетрудно заметить, что эти методы, однажды названные "трюками", базируются на работе нашего мозга. Они используют огромное количество способностей, которые находятся в спящем состоянии в правом полушарии мозга, ожидая малейшей возможности проявиться.

Память и наблюдательность, запоминание имен и лиц

Невозможно запомнить то, что не воспринимают ваши органы чувств. Память зависит от того, каким образом вы позволяете ей работать, и это будет подробно описано в главах 3 и 4, посвященных умению слушать и видеть. Между тем, нам полезно будет посмотреть, как наблюдательность может быть использована для того, чтобы преодолеть одну из наиболее часто встречающихся проблем памяти: запоминание имен и лиц.

Многие люди, когда их представляют другим, "знают", что они тут же забудут эти имена, и, следовательно, проходя через целую серию представлений, не смотрят ни на одно лицо из представляемых. Страх потерпеть неудачу, как правило, ее гарантирует. Даже те, кто смотрит на новые лица, часто видят "общее лицо" и не смотрят на его специфически характерные черты.

Поскольку запоминание во многом зависит от нахождения аналогий и отличительных черт, очень важно, когда вы видите новое лицо, хорошенько рассмотреть его и найти возможность связать его с чем-то или найти экстраординарные черты. Это вовсе не означает, что вы должны грубо уставиться в лицо человека. Вам нужно просто проявить активный, вежливый интерес.

Вы можете подготовить свое мышление к этому, упражняя наблюдательность в людных местах. В каждом случае обращайте внимание на разные части лица, то есть один день смотрите на носы, другой — на глаза, уши, форму головы. К своему удивлению, вы обнаружите, что одни и те же части лица различных людей существенно различаются и что ваша возрастающая наблюдательность по отношению к этим отличиям поможет вам запомнить лица людей, с которыми вы будете знакомиться.

Для того, чтобы и дальше способствовать развитию памяти, вы должны использовать привязывание и методы повторения при знакомстве. Если это имеет смысл, попросите повторить имя, а затем вежливо используйте его при последующем разговоре. Для человека, с которым вы только что познакомились, это будет более приятно, чем если вы будете называть его просто на "Вы".

Для того, чтобы установить связи, часто полезно расспросить о происхождении имени этого человека. Это не может показаться невежливым, потому что большинство людей имеют глубокие познания и проявляют интерес к происхождению имен. Во время общения, если вы не находите ничего выдающегося ни в лице, ни в имени, попробуйте сформировать воображаемые связи, используя те же методы, которые изложены в специальных системах памяти.

В данном способе запоминания лиц и имен есть одна приятная сторона. Чем успешнее вы практикуете изложенные методы, тем доверительнее и открытее вы становитесь, что облегчает следующую задачу, поставленную перед вашей памятью.

Самоконтроль

Прочитайте данный абзац, не заглядывая вперед. После него вы найдете еще один, и ваша задача — прочитать тот следующий абзац вслух, только один раз, запоминая абсолютно все и не возвращаясь назад. А потом ответьте на вопросы. Теперь начинаем чтение вслух:

Пять, носок; три, цыпленок; восемь, кресло; четыре, растение; два, красное; десять, бумага; семь, лодка; один, песок; шесть, окно; девять, тело.

Теперь ответьте на вопросы.

Напротив каждого числа напишите то слово, которое прозвучало после этого числа.

  1. ____________________
  2. ____________________
  3. ____________________
  4. ____________________
  5. ____________________
  6. ____________________
  7. ____________________
  8. ____________________
  9. ____________________
  10. ____________________

В среднем вы можете допустить от двух до пяти ошибок. Но используя приведенную ниже информацию, рассказывающую о методе цифровых образов, вы напишете верно десять из десяти.

Метод запоминания с помощью цифровых образов

Метод цифровых образов — это одна из специальных систем запоминания, разработанных древними греками. Он позволит проявиться практически неограниченному потенциалу вашей памяти.

Это метод связывает числа с предметами, которые имеют похожую форму. Для того, чтобы запомнить список, вам нужно просто связать то, что вы хотите запомнить, с образом числа.

Этот метод применяется для чисел от одного до десяти. Ниже следуют ключевые образы к каждому числу.

  1. Карандаш
  2. Лебедь
  3. Грудь
  4. Парусник
  5. Крючок
  6. Клюшка
  7. Утес
  8. Песочные часы
  9. Трубка
  10. Бита и мячик

Для того, чтобы эта система работала продуктивнее, желательно нарисовать небольшую картинку напротив каждого числа, тогда каждый образ, соответствующий данному числу, четко отпечатается в вашем мозге.

Число Образ числа
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  
7.  
8.  
9.  
10.  

Вооруженные данной системой, вы увидите, что тест самоконтроля необыкновенно упростился. От вас только требуется использовать правое полушарие мозга, то есть свое воображение, способность создавать связные, необычные образы — и ваш результат будет замечательным. Вернемся к тесту:

  • для того чтобы запомнить, что под номером один — песок, представьте себе гигантский карандаш, которым вы пишете послания на огромном пляже;
  • для того чтобы запомнить, что под номером два — красное, представьте лебедя, закрывающего вам все небо, оперение которого ярко-красного цвета и который летает туда-сюда над вами;
  • для того чтобы запомнить, что под номером три — цыпленок, вы представляете его с грудью огромного размера;
  • для того чтобы запомнить, что под номером четыре — растение, вы представляете красивый парусник, на палубе которого повсюду растут растения, которые обвивают и паруса, и моряков;
  • для того чтобы запомнить, что под номером пять — носок, вам нужно представить огромный крючок, используемый для того, чтобы закрепить веревку, на которой нет ничего кроме носка;
  • для того чтобы запомнить, что под номером шесть — окно, представьте, как вы замахиваетесь клюшкой, она вылетает из вашей руки и разбивает огромное окно;
  • для того чтобы запомнить, что под номером семь — лодка, представьте гигантский океанский лайнер, разбивающийся об утес;
  • для того чтобы запомнить, что под номером восемь — кресло, представьте большие песочные часы в кресле;
  • для того чтобы запомнить, что под номером девять — тело, представьте себя курящим трубку, а из нее, словно джинн из волшебной лампы Аладдина, появляется прекрасное танцующее тело;
  • и, наконец, для того чтобы запомнить, что под номером десять — бумага, вы представляете своего любимого бейсболиста, который замахивается битой, готовясь нанести удар по мячу, но ему неожиданно мешает огромный лист бумаги, свалившийся откуда-то сверху.

Хотя предшествующий тест не был особо трудным, вы должны были понять, что ваша память не совсем подготовлена к работе с цифрами. Поэтому перейдем к следующему тесту.

Самоконтроль

На отведенных строчках напротив цифр напишите, во-первых, образ этого числа, а затем слово, которое было в предыдущем тесте.

Число Образ числа Слово из теста
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.    
8.    
9.    
10.    

Правильных __________ из 10;
Общее число правильных ответов __________ из 20.

Неподготовленный человек наберет от 3 до 7 из 20! Сравните с этим показателем ваш собственный результат, и, возможно, вы заметите некоторое улучшение.

Эта и другие подобные ей системы могут использоваться при запоминании списка покупок, случайных мыслей, отдельных фактов и т. д. Эти системы можно также использовать для развлечения на вечеринках, и (что, может быть, важней всего) для регулярной тренировки правого полушария мозга по созданию необычных и запоминающихся картинок и образов. Фактически, с помощью подобных систем можно проникнуть в самое сердце памяти, и их основные правила — это именно те правила, которые во все времена использовались великими людьми с исключительной памятью. Вы осознаете это, когда прочтете следующие краткие истории и узнаете собственное отношение таких людей к своей памяти

Люди с исключительной памятью

История богата людьми, обладавшими исключительной памятью, и весьма полезно изучать их жизнь не только из исторического интереса, но и с точки зрения постижения техники, которую они использовали, а также для того, чтобы еще раз подтвердить тот факт, что человеческий мозг обладает неограниченными способностями. Читая об этих великих людях и практикуя то, что практиковали они, вы можете дать своему мозгу такую же установку.

Антонио де Марко Маглиабечи. Антонио де Марко Маглиабечи родился во Флоренции, Италия, 29 октября 1633 года в семье, которая не могла позволить себе дать своему ребенку образование. Он был отдан учеником к поставщику фруктов и проводил свободное время за разглядыванием фрагментов книг, страницы которых использовались для заворачивания продуктов.

Местный продавец книг заинтересовался мальчиком, который так тянулся к чтению, и привел его в свою книжную лавку, где тот быстро научился отличать буквы и составлять из них слова. Когда он таким образом, совершенно случайно, стал грамотным, то соединил свои навыки чтения с удивительной фотографической памятью, которая способствовала ему в запоминании большей части прочитанного материала.

С ним был проведен эксперимент: ему дали манускрипт (который он прочел с удивительной скоростью) одного автора, наслышанного о способностях мальчика. Антонио вернул манускрипт. Вскоре автор сказал, что потерял эту рукопись, и попросил молодого человека вспомнить все, что тому удалось запомнить, чтобы помочь восстановить манускрипт. К его удивлению, Антонио восстановил книгу полностью, не пропустив ни одного слова, ни одного знака пунктуации.

Он читал и запоминал невероятно огромные тома и вскоре стал известным, поскольку консультировал экспертов по различным видам научной деятельности в соответствии с изученными трудами в данной области. Когда они приходили к нему с вопросами, Антонио слово в слово с указанием страницы цитировал любого автора, книгу которого он прочитал. Великий герцог Тосканский назначил его на должность своего библиотекаря. Для того, чтобы охватить как можно большее количество материала (ведь в его распоряжении была целая библиотека!), он развил скорость чтения до сверхъестественной величины. Как писали о нем, он "погружался" в страницу, схватывая ее содержание за один или два взгляда на нее, к огромному удивлению тех, кто это видел.

Антонио не только обладал исключительной памятью и способностью быстро читать, но и, благодаря постоянному усовершенствованию этих способностей, не потерял их до самой смерти, дожив до 81 года. В его биографии указано, что последние годы жизни он провел в кровати, окруженный книгами, которые читал и запоминал, пока не уснул навеки!

Христиан Фридрих Хейнекен. Христиан Фридрих Хейнекен известен как "младенец из Любека", германского города, где он родился 6 февраля 1721 года. В возрасте 10 месяцев он начал говорить и повторять каждое услышанное слово; в возрасте одного года он знал и помнил все основные события из пяти первых книг Библии; к двум годам он развил память до того, что мог воспроизвести все факты библейской истории; в возрасте трех лет он добавил к своим познаниям мировую историю и географию, сочетая это с изучением латыни и французского языка; а на четвертом году своей жизни он начал специализироваться на изучении истории церкви и религии.

В возрасте четырех лет его обучение было прервано заболеванием, и он с видимым спокойствием предсказал собственную смерть, которая вскоре и забрала его (27 июня 1725 года), когда ему даже не исполнилось четыре с половиной года.

Джордж Паркер Биддер. Джордж Паркер Биддер родился в Девоне, Англия, в 1806 году. Сразу же он стал известен как ребенок, способный к математике и умеющий мгновенно отвечать на вопросы типа: "Если блоха при прыжке покрывает расстояние в 7 сантиметров, сколько прыжков нужно ей сделать, чтобы пропрыгать вокруг света 40 032 километра? А как долго будет длиться ее путешествие, если она делает 6 прыжков в минуту?"

"Она сделает 58 713 600 прыжков, на что ей понадобится один год, триста сорок дней, тринадцать часов и двадцать минут."

Постоянно развивая свои умственные способности, Биддер посвятил себя технике, а затем был избран в парламент, где сила разума сделала его не только самым знаменитым, но и самым опасным для противников депутатом. Один из них даже подал жалобу в Палату Лордов: дескать, мистер Биддер не должен оставаться в парламенте, поскольку природа наделила его такими качествами, которые ставят оппонентов в невыгодное положение.

Биддер объяснил свои методы, и это объяснение позволяет увидеть, что его мозг использовал как технику счета, так и мнемонику. "Если меня просили умножить 89 на 73, то ответ — 6497 — немедленно был у меня в голове. Я умножал 80 на 70, 80 на 3, 9 на 70 и 9 на 3. Это очень просто. Но проще работать, если эти суммы, 5600, 240, 630 и 27, до того, как их складывать, представить в виде столбика, написанного мелом на доске." Очевидно, что Биддер был наделен фотографической памятью еще до того, как появилось это понятие. Биддер более подробно объяснял это, когда говорил: "При умственной арифметике вы начинаете с маленьких частей и заканчиваете целым, стараясь, чтобы в данный момент времени в мозге отпечатывалось только одно действие. Вы производите это действие, концентрируясь только на нем, и "откладываете" в сторону... Последний результат каждой операции по отдельности регистрируется памятью, а предыдущие последовательно стираются, пока не будет достигнут окончательный результат".

Как и Маглиабечи, Биддер сохранил свои способности до самого конца, демонстрируя феноменальную память и способности к вычислениям до последнего момента своей жизни. Умер он в возрасте 72 лет.

Поль Чарльз Мерфи. Поль Чарльз Мерфи родился в Новом Орлеане в 1837 году, где рано зарекомендовал себя шахматным вундеркиндом. Он быстро стал одним из величайших шахматистов всех времен, едва-едва только изучив эту игру, так как его успехи зависели от природной способности создавать образы и исключительно мощной памяти. По пути к званию чемпиона мира он получил юридическое образование и одновременно изучил четыре языка.

В добавление к этим изумительным результатам Мерфи стал одним из первых и, возможно, лучшим специалистом в области "слепых" шахмат. Он мог не только хорошо играть в "слепые" шахматы, что требовало полного умственного воспроизведения каждой новой позиции, но и мог провести сеанс одновременной игры вслепую с противниками, которые играли в открытую.

Мерфи также утверждал, что может вспомнить каждый ход в любой из сотен партий, которые он сыграл за свою карьеру чемпиона, включая партии вслепую. Это легко проверить, так как почти четыре сотни сыгранных им партий сохранились, потому что они были записаны под его диктовку после сеанса.

Имеются также сведения, что для усиления своей супермощной памяти Мерфи регулярно бегло просматривал партии после сеанса игры.

Русский Ш. Ш., о котором мы уже упоминали, был русским журналистом, который в самом начале века участвовал во встрече издателей в Москве, где прилюдно получил выговор за то, что не ведет никаких записей.

Когда его спросили о причине такого бестактного поведения, он гениально выкрутился, сказав, что никогда не видел смысла и не понимал цели ведения конспектов. Когда его заставили доказать, что он не нуждается в конспектах, он слово в слово повторил то, что говорил на этом собрании лектор!

Затем он был представлен русскому психологу Александру Лурии, который исследовал его память в течение 25 лет и заявил, что она была совершенной.

В своих записях о собственной памяти Ш. подтверждал, что, еще будучи ребенком, он освоил основные методы запоминания, и это стало для него естественным процессом, который быстро развился в абсолютно полное запоминание и воспроизведение.

В добавление к удивительным свойствам своей памяти Ш. обладал способностью быстро находить решения самых различных проблем, что подчеркивает важность правого полушария мозга и воображения как для памяти, так и для творческих способностей.

Дарио Донателли. Дарио Донателли — наш современник, американец, который закончил университет Карнеги-Меллона в Питтсбурге, где специализировался на методах улучшения памяти.

Донателли считал себя абсолютно нормальным человеком, говоря: "Моя память такая же, как и у других людей. Существуют, вероятно, сотни тысяч мужчин и женщин, которые смогли бы считать быстрее меня, если бы проявили такой же интерес к числам и увидели необходимость в практиковании счета и памяти в течение нескольких лет".

До начала своих экспериментов в университете Карнеги-Меллона он не обладал никакими специальными мнемоническими способностями, но, постоянно занимаясь, стал одним из самых способных среди величайших мастеров всех времен, обладающих исключительной памятью, и совсем недавно побил мировой рекорд по цифровой памяти. (Предыдущий рекорд был установлен в 1911 году немецким профессором математики, который запоминал восемнадцать цифр без ошибки.)

Недавно Донателли запомнил следующее число из семидесяти четырех цифр:

15185937655021578416658506112094885686772731418186105462
97480129497496598

Через сорок восемь секунд после чтения этого числа он был готов ответить: "Сначала идет 1518. Затем 5937..." Он повторял все цифры по порядку, группируя их по три или по четыре.

Когда его спросили, как он это запомнил, он ответил что-то вроде: "Первая группа — это три мили, вторая — десять миль, затем — миля, затем половина мили, потом две мили, затем возраст, опять две мили, одна миля, опять две мили, два возраста, один возраст, три тысячи метров, миля, потом дата, потом миля, десять тысяч метров, две мили, возраст, опять возраст, опять возраст и, наконец, две мили". Можно сделать вывод, что Донателли запоминал цифры, используя систему, аналогичную описанной (метод запоминания с помощью цифровых образов), но сложнее, поскольку он создавал образы для групп цифр, чтобы побить мировой рекорд, который никто не мог побить в течение семидесяти лет.

Теперь он приближается к "магическому порогу" 100 и говорит, что сто знаков сможет запомнить в самом ближайшем будущем.

Если у вас есть желание попасть в "Книгу рекордов Гиннесса", попытайтесь использовать свою удивительную память, чтобы побить рекорд Донателли. Как он сам утверждает, есть тысячи людей, которые могут сделать это.

Самоустановка на запоминание

В связи с вышесказанным важно отметить, что ваша память, если ее постоянно упражнять, будет продолжать улучшаться с возрастом. Работы профессора Розенцвейга, который упоминался в главе 1, посвященной мозгу, подчеркивают, что стимуляция увеличивает количество выпуклостей на клетках мозга. А поскольку в своей основной массе память зависит от количества этих выпуклостей, очень важно, чтобы мозг постоянно стимулировался. Нужно также постоянно практиковать запоминание и воспроизведение во всех ситуациях, где только есть малейшая возможность.

Упражнения для самоусовершенствования

1. Начните изучение новых предметов и новых языков для увеличения основного запаса вашей памяти.

2. Занимайтесь любыми видами деятельности, которые, по вашему мнению, помогают вам при запоминании.

3. Обращайте внимание на ваши сны, тщательно анализируя образы, которые, как вы думали, уже давно забыли.

4. Изредка заставляйте себя "вернуться назад" в какой-либо период своей жизни, исследуя все ее элементы в то время.

5. Ведите дневник, используя ключевые слова и специальные маленькие рисунки с максимально возможным количеством цветов и оттенков.

6. Используйте специальные системы и методики запоминания для собственного удовольствия и тренировки.

7. Организуйте свое обучение таким образом, чтобы эффект первичности и новизны информации был максимальным, а непродуктивный период в середине процесса обучения — минимальным.

8. Повторяйте материал, убедившись в том, что вы повторяете его как раз в тот момент, когда он уже начинает забываться.

9. Поощряйте использование вашего правого полушария, поскольку это именно та часть мозга, которая позволяет вам создавать образы и краски, облегчающие запоминание.

10. Пытайтесь видеть и ощущать вещи во всевозможных подробностях — чем больше их вы запомните, тем легче вам будет вспоминать.

Если вы уже делаете всё это и продолжаете напоминать себе, что нужно постоянно практиковаться, периодически обращаясь к литературе, посвященной вопросам памяти, оставляя повсюду записи в соответствующих местах, изобретая новые способы повторения, а также прося других провести с вами контрольные тесты, то ваша память непременно будет улучшаться до конца вашей жизни.

9.10.2004


 
1343


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95