Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Ведомство хочет диалога с гражданами

Но будет ли общественность полноправным участником этого диалога?

«Открытый», «прозрачный», «общественный», «независимый» – слова-тренды. Они отчасти компенсируют отсутствие в стране гражданского общества, отчасти подталкивают к его появлению.

Но парадокс в том, что демократические процедуры, навязанные сверху, мгновенно огосударствливаются, и дело кончается имитацией. Тогда как реальные общественные инициативы и содержательное мнение независимых экспертов в расчет не берутся. В общем, власть продолжает строить, а мы продолжаем следить…

Скоро все чиновники образовательного ведомства станут подотчетны народу

В ноябре министр образования и науки Дмитрий Ливанов представил на заседании Открытого правительства доклад «О ходе реализации пилотного проекта в Министерстве образования и науки РФ на основе стандартов открытости государственного управления».

Насколько работа министерства стала понятнее обществу? Повысилась ли эффективность взаимодействия ведомства и общественных институций? Наконец, возможен ли диалог чиновников с обществом? На эти вопросы отвечал министр.

Для начала назовем самый успешный пример взаимодействия образовательных чиновников с обществом – обсуждение законопроекта «Об образовании в РФ» на сайтах http://zakonoproekt2012.ru/edu/01-12-2010 и http://edu.crowdexpert.ru/. Как сообщил Дмитрий Ливанов, именно общественные эксперты внесли положения, связанные с экспертизой учебников с региональным компонентом, с конфликтом интересов педагогического работника, положения о взаимодействии школы и политических институтов, а также школы и религии.

Затем вспомним про Общественный совет при Министерстве образования и науки, созданный летом 2012 года. Десять его членов напрямую были предложены министром, а еще десять отобраны через онлайн-голосование на площадке радиостанции «Эхо Москвы». Действительно – первые его заседания транслировались на «РИА Новости» и вызывали широкий интерес. Потом тишина. Между тем у Общественного совета есть своя «горячая линия»: 8(499)553-09-63, sovet@monmonitor.ru, включена с 9 до 18 часов по московскому времени. Линия работает. Другое дело – совет.

На заседании в Открытом правительстве Дмитрий Ливанов представил пятиступенчатую структуру взаимодействия федерального органа исполнительной власти с обществом. Министерство образования и науки на этой шкале стоит довольно высоко. Судите сами: первый уровень – просто информирование о задачах ведомства, общество никак не участвует в принятии решений. Второй – включение обратной связи, чиновники начинают объяснять причины принимаемых решений. Уровень третий – двусторонний обмен информацией, общество может повлиять на обсуждаемые решения. На четвертом уровне общество напрямую влияет на принятие принципиальных решений. И на пятом – постоянная партнерская работа с обществом по выработке и внедрению решений. Так вот, наше министерство находится между третьим и четвертым уровнем взаимодействия, то есть старается вовлекать общество в принятие управленческих решений.

Но это только первый шаг. Предполагается, что министерство будет анализировать эффективность внедрения концепции открытости и открытых данных. Для этого раз в полгода будут проводиться опросы среди директоров школ, детских садов, ректоров вузов (50%), родителей из родительских комитетов, руководителей фондов и ассоциаций (25%), а также экспертов (25%).

Большое значение руководитель ведомства придает присутствию Министерства образования и науки в Сети. Тут и дискуссионный клуб (http://club.mon.gov.ru/), и электронные услуги на портале Гос­услуги (http://www.gosuslugi.ru/): от записи в школу до выдачи разрешений на проведение морских научных исследований; есть и официальный видеоканал на YouTube (http://www.youtube.com/user/minobrnauki).

По мнению Дмитрия Ливанова, Минобр­науки в целом соответствует критериям информационной открытости. Общественность хорошо ознакомлена с информацией о деятельности органа власти, у министерства налажено взаимодействие с обществом. Хуже с внешней оценкой деятельности. И уж совсем мало широкая публика знает о внутренней эффективности работы ведомства.

Из этого анализа вытекает логика развития «открытой деятельности» министерства. В ближайшее время будет активно внедряться концепция открытых данных с опросами референтных групп (тех самых директоров, избранных родителей, экспертов и общественников) и одновременным аудитом получаемых данных. Также обещана независимая проверка расходов министерства и анализ эффективности деятельности. По ее итогам будет создана система управления эффективностью. И последнее, может быть, самое важное: система открытого министерства вскоре должна начать работать во всех регионах страны.

Полный доклад Дмитрия Ливанова здесь: http://большоеправительство.рф/upload/iblock/26d/26dbc57f2ef22b1b314ffe2ab5cdd163.pdf.

«Общественная экспертиза рекомендует…»

Учебники. По новым правилам они должны будут пройти пять экспертиз. Одна из них – общественное рецензирование.

Недавно Российский книжный союз, Российское историческое общество, Российская библиотечная ассоциация и Общественная палата РФ подписали соглашение о создании Объединенного совета по общественной экспертизе. Каковы его полномочия?

Предполагается, что совет будет проводить мониторинг востребованности учебников, анализировать жалобы на качество школьной литературы, получит право выдавать свои рекомендации авторам учебников и пособий, наконец, будет вправе проводить экспертизу проектов документов Минобрнауки, касающихся учебников.

Организаторы обещают вести работу открыто – рассказывать не только о прошедших экспертизу книгах, но и о тех учебниках, которые получили отрицательное заключение. Общественная экспертиза будет длиться не дольше 30 дней, а работать над заключением будут всегда нечетное количество экспертов, но не менее трех. Всю эту работу общественники будут вести бесплатно в отличие от экспертов-академиков.

Напомним, что до сих пор издательствам учебной литературы требовалось всего два экспертных заключения: от Российской академии наук и Российской академии образования. В зависимости от мнения экспертов Минобрнауки ставило гриф «рекомендовано» или «допускается» и включало книгу в федеральный перечень учебников. Далее путь в школу учебнику был открыт. Изъять учебник из федерального перечня было крайне трудно, так как не было предусмотрено процедуры исключения. Даже если в книге обнаруживались фактические ошибки, она оставалась в числе «рекомендованных». Однако рычаг влияния учителей и родителей на недобросовестных издателей все же был – официальный сайт мониторинга учебников bookedu.ru. Ну а в случае отрицательного заключения экспертов из РАН и РАО авторам предлагалось устранить недочеты и подать на повторную экспертизу.

Теперь не то. По новому закону после экспертизы РАН и РАО учебник поступает к «общественникам», которые также могут отправить его на доработку.

– Учебник просто не выйдет, пока не будут устранены замечания, высказанные общественной экспертизой, – пояснил президент Российского книжного союза Сергей Степашин. – Сейчас надо понять, как будет определяться состав совета, как может идти работа.

По словам сопредседателя Российского исторического общества, директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна, предполагаются «согласительные процедуры», в ходе которых профессионалы и общественники смогут снять все спорные вопросы.

Важно, что в состав созданного Совета по общественной экспертизе может войти любая общественная организация, которая работает в России как минимум с 2010 года, имеет свои отделения хотя бы в десяти регионах страны и в которой не менее 350 членов. Однако вход для НКО в статусе «иностранных агентов» (некоммерческих организаций, которые занимаются политической деятельностью, получая финансирование от зарубежных источников) закрыт.

– Это очень разумная и правильная вещь, когда гражданское общество включается в том числе в оценку учебников, – заявил член совета директоров издательства «Просвещение» Дмитрий Иванов. – От этого выиграют и издательства, и ученики, и учителя.

По его мнению, дополнительная процедура осложнит работу только тех издателей, которые «путают Северный полюс с Южным»: специалисты Минобрнауки нашли смысловые и фактологические ошибки в школьном учебнике «Окружающий мир», на который были получены положительные заключения от РАО и РАН.

– Министерство направило запросы в Российскую академию образования и Российскую академию наук в связи с ошибками, допущенными в этом учебном издании, – прокомментировала ситуацию директор департамента информационной и региональной политики министерства Анна Усачева. – Нарекания к содержанию учебников в последнее время звучат часто, именно поэтому министерство в приоритетном порядке разработало и утвердило своим приказом новый порядок формирования федерального перечня учебников.

Она отметила, что раньше экспертизу проходил оригинал-макет учебника и при издании в него могли попасть ошибки или же издательство могло внести изменения уже после получения положительных экспертных заключений. В соответствии с новым порядком на экспертизу будет отправляться сигнальный экземпляр учебника, а не его оригинал-макет. Как выяснилось, у родителей и учителей больше всего претензий к учебникам литературы, обществознания и физики. А последний «учебниковый» скандал добавляет в список пособия по математике и учебники о живой природе. Теперь вся надежда – на общественную экспертизу…

Георгий Кольчужников

667


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95