Незадолго до своего 89‑го дня рождения известнейший отечественный педагог-новатор Виктор Шаталов рассказал «МК» о сути своих методов обучения. Вернуть их в школу легче легкого, уверен он.
фото: Наталья Мущинкина
— Виктор Федорович, в чем заключалось новаторство вашей системы обучения? — 29 апреля 1969 года членкор АПН СССР Скаткин подписал заключение о докладе автора и отправил его в Киев на предмет создания экспериментального, по возможности, самого слабого, 7‑го класса любой школы Донецкой области, с тем чтобы поработать в условиях новой методической системы. А в 1999 году Российская педагогическая энциклопедия опубликовала большую статью, раскрывающую основные экспериментально доказанные преимущества новой методической системы: ежедневные уроки физкультуры; второй выходной день — четверг; упразднение классных журналов и ученических дневников; ежедневные оценивания всех учеников по всем учебным предметам; развитие творческого мышления школьников; отсутствие домашних заданий; реорганизация экзаменационных процессов; 30‑часовая учебная неделя. — Когда можно ожидать массового проникновения вашей системы в школу? — Оно произошло до развала страны: удостоверения на право работать по-новому после многочисленных недельных семинаров получали десятки тысяч учителей, обучавших сотни тысяч учеников. Сейчас речь может идти о возрождении этой работы. И сделать это можно еще до начала очередного учебного года. — Чего, с вашей точки зрения, не хватает современной школе? — Современная школа остро нуждается в повышении уровня квалификации учителей, и эту работу есть возможность начать в последние месяцы текущего учебного года. — Как вы относитесь к новомодным идеям, вроде перехода на десяти- или даже стобалльную систему оценок или отказа от проставления в школе «двоек» и «троек»? — Знаете, бывший император Центральноафриканской Республики Бокасса учился по стобалльной системе, а его повар по утрам приносил ему в тарелке кусок человеческого мяса: он так и остался каннибалом. Что же касается этой системы оценивания знаний в экспериментальных классах, то учитель теряет произвольную власть над оценками, они становятся подвластны каждому ученику и классам. — Останутся ли в школе уроки? А то многие предсказывают их исчезновение. — Уроки неизбежны даже в начальной школе, а еще более — в средних и старших классах. В противном случае над школой нависнет дореволюционная система гувернеров. |