3 января на экраны выходит мюзикл «Мэри Поппинс возвращается» — продолжение диснеевского фильма 1964 года, получившего пять премий «Оскар». По мнению Юлии Шагельман, режиссер Роб Маршалл подошел к классической картине с такими почтением и аккуратностью, которые больше смахивают на недостаток собственного воображения.
Хотя кинокомпания Disney настаивает, что «Мэри Поппинс возвращается» — это никакой не ремейк, а именно сиквел, новая картина идеально вписывается в стратегию студии по переделке своего обширного наследия с применением современных технологий и поражающих воображение бюджетов. В 2015 году вышла «Золушка», в 2016-м — «Книга джунглей», в 2017-м — «Красавица и чудовище», а после вернувшейся Мэри Поппинс на зрительские сердца и кошельки будут один за другим претендовать «Король-Лев», «Дамбо», «Аладдин» (все три фильма — уже в 2019 году), «Мулан», «Пиноккио», и так, судя по всему, до тех пор, пока у «Диснея» не закончатся архивы, что вряд ли произойдет в обозримом будущем. А там, глядишь, можно будет начать переснимать по второму кругу.
Если в реальном мире между первой и второй «Мэри Поппинс» прошло 54 года, то на экране — примерно двадцать. В Лондон пришли 1930-е, а вместе с ними Великая депрессия. Дети семейства Бэнкс выросли. У Майкла (Бен Уишоу) теперь трое собственных ребятишек, чья мама недавно скончалась (это второй диснеевский фильм за короткий промежуток, в котором фигурирует вдовец с тремя детьми, хочется думать, что это все-таки совпадение, а не тенденция), и он вместе с ними и ворчливой кухаркой Эллен (Джули Уолтерс) проживает в том же доме №17 по Вишневой улице. Джейн (Эмили Мортимер), сохранившая привычку очаровательно хихикать, по примеру мамы стала общественной активисткой, работает в профсоюзе и организует митинги за все хорошее против всего плохого.
В целом на Вишневой улице почти ничего не изменилось: в соседях у Бэнксов тот же адмирал Бум (Дэвид Уорнер) и его верный адъютант Биннакл (Джим Нортон), которые все так же отвечают на бой Биг-Бена пушечным залпом, вот только часы у адмирала стали на пять минут отставать. Правда, появилось одно новое лицо — неунывающий фонарщик Джек (первая большая кинороль звезды Бродвея, певца и композитора Лин-Мануэля Миранды), распевающий веселые песенки, несмотря на то, что экономическая ситуация особых поводов для радости не дает. На самом деле этот персонаж тоже не совсем оригинальный — он списан с трубочиста Берта, которого в старом фильме играл Дик Ван Дайк. В сиквеле заслуженный актер тоже появится, продемонстрировав завидную для 93 лет физическую форму.
Дела у Бэнксов, как у многих других лондонских семей, идут не очень. Непрактичный Майкл наделал долгов, и теперь банк, в котором заправляет нехороший мистер Уилкинс (Колин Ферт в редкой для него роли злодея), грозится отобрать у них дом, если вся сумма не будет выплачена через пять дней или не найдется сертификат, доказывающий, что папа-Бэнкс владел пакетом акций этого самого банка. Безуспешно перерыв старые бумаги, Майкл и Джейн уже готовы совсем отчаяться. Но в этот момент дети запускают в парке старенького воздушного змея, и вместе с ним с небес спускается безупречно одетая дама с зонтиком и гобеленовой сумкой. Разумеется, это Мэри Поппинс (Эмили Блант), и уж теперь-то можно не сомневаться, что под ее присмотром все наладится.
Но не раньше, чем младшие Бэнксы отправятся в удивительные миры, скрывающиеся в обыкновенной ванне, маминой фарфоровой вазе или на запутанных лондонских улицах, а старшие, которые, как выяснится, совсем забыли приключения своего детства, вернут себе силу воображения и вновь поверят в чудеса. И поскольку перед нами мюзикл, в процессе все будут петь и танцевать, включая Мерил Стрип в роли эксцентричной кузины Мэри Поппинс по имени Топси (при этом великая актриса умудряется безбожно переигрывать даже в таком далеком от реализма фильме, где все персонажи и ситуации — немного чересчур).
Говорят, что подражание — самая искренняя форма признания. В таком случае Роб Маршалл явно хотел выразить свою признательность авторам предыдущей «Мэри Поппинс», практически покадрово пересняв ее — только в более ярких цветах и с новой музыкой. Особенно это заметно на примере музыкальных номеров, представляющих собой незначительные вариации на темы пятидесятилетней давности.
Как говорится, найдите десять отличий: вместо рисунка мелом на асфальте дети, няня и вездесущий Джек попадают в рисунок на вазе (как в оригинале, съемки живых актеров в этих сценах совмещаются с 2D-анимацией), вместо чаепития на потолке устраивают танцы в перевернутом вверх ногами доме, трубочистов заменили фонарщики, а в финале в небо взмывают не воздушные змеи, а воздушные шары. Сами по себе эти эпизоды поставлены с должным голливудским профессионализмом (хотя в музыкальном смысле бледноваты), и актеры, особенно Блант и Миранда, исполняют свои партии с непритворным энтузиазмом. Однако фильму, целиком построенному на чужих идеях, не хватает именно того, о чем так часто говорит его главная героиня,— фантазии и умения смотреть на вещи под необычным углом.
Юлия Шагельман