Название дня не самое лучшее, немного напоминает разные по степени приличия выражения вроде «свободу – ворам», «миру – мир» и пр. Тем не менее, этот день лишний раз напоминает, что, несмотря на страшные опыты XX века, дискриминация никуда не исчезла.
Нет ничего нового под солнцем: испокон веков люди, объединённые общими признаками, вражески относились к тому, кто чем-то отличался от них. В каменном веке – племенное различие, изображаемое в танцах, телодвижениях, рисунках на лице; в античности – неуважительное отношение к полисным ценностям, религиозным таинствам; в средние века – классовая принадлежность, способ заработка, вероисповедание. Люди во все времена находили причины для вражды, ненависти, войны, но особенно показательным является, пожалуй, двадцатый век.
Рассказывать про человеконенавистническую концепцию нацистской Германии 1933-1945 годов – повторять известную, но важную истину. В годы власти фюрера в мировоззрении жителей с помощью устрашающего министра пропаганды должен был существовать лишь один вид человека – германца-арийца, чистокровного немца. Все остальные подлежали уничтожению или подчинению на уровне прислуги. Всем известен масштаб трагедии тех лет, и он не только в числе убитых и замученных людей, но и в коренном сдвиге мировоззрения, проявившегося ещё после Первой мировой. Философ Адорно сказал: «Писать стихи после Освенцима — это варварство». Цитата не идеальная, но показательная.
Война закончилась в 1945 году, а дискриминация – нет. Последний «Оскар» взял фильм, рассказывающий историю талантливейшего пианиста-афроамериканца, которого не принимают за своего люди другого цвета кожи. Особенность картины ещё и в том, что даже чёрные не считают его своим, ведь он прославился, занимается высоким искусством, не уважает их образ жизни. Человек чувствует себя чужим даже среди своих и находит взаимопонимание по сути у чужих – белокожих итальянцев. Фильм прекрасен, но трагизм ужасен: пианист жил и творил в начале 1960-х, всего через 15 лет после войны. Даже американцы, нация-победитель, не смогли после увиденных своими глазами ужасов нацизма изменить отношение к дискриминации.
В новый век человечество шагнуло с той же удивительной ненавистью друг к другу. Признаков дискриминации, то есть осуждения и ущемления, сегодня сколь угодно: социальные, религиозные, расовые, национальные, половые, интеллектуальные. Они есть в подавляющем большинстве стран, то есть основная идея не изменилась. Да, сегодня не травят газом в камерах или не сжигают заживо в бараках, однако идея ненависти жива. Жила, живёт, будет жить.
Думая об этом, нельзя не удивиться постоянности этого состояния человека. Сколько б ни пытались Лев Толстой, Ганди, Мартин Лютер Кинг, Мандела своими духовными и художественными произведениями приучить людей к всеобщей любви, всё равно их идеями прониклась удивительно маленькая часть человечества. Кажется, ненависть зародилась в человеке ещё раньше любви к чему-то, и потому неискоренима в принципе.
Сегодня ненавидеть можно за такое количество особенностей (расы, национальности, пола), что главным аргументом ненавистника станет фраза: «Ты виноват лишь в том, что родился». Внешний вид, национальность, менталитет – слишком много категорий человек автоматически получает с рождения. Человека никто не спрашивал об этом, а просто наградил – кажется, в большой ущерб ему самому.
Поэтому 1 марта хочется хотя бы на миг заменить ненависть любовью, как просил Толстой.
Борис Поженин