Смешного и трогательного Сашу Шаталова из культового фильма Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» запомнила и полюбила вся страна. За роль Димы в фильме «Не хочу быть взрослым» артист получил Государственную премию РФ. Однако мало кто знает, что за светлой улыбкой актера скрываются тяжелые жизненные драмы.
«Я полностью переоценил свою жизнь»
Евгения Юрьевича с самой юности интересовали вопросы: «Для чего живет человек?», «Как он связан с вечностью?» Одним из знаковых моментов в жизни Стеблова стала автомобильная авария в 1976 году в Чехословакии, после которой он совсем иначе стал смотреть на жизнь.
– Это произошло по дороге в аэропорт перед вылетом в Москву на съемки «Неоконченной пьесы для механического пианино» Никиты Михалкова, в которой меня утвердили на роль Николая Трилецкого, – вспоминает Евгений Юрьевич. – И все мои ближайшие жизненные планы изменились. После аварии я попал в больницу. Несмотря на это, съемочная группа меня ждала. Но все равно пришлось отказаться от роли, так как была парализована рука на протяжении года. Никита пробовал других артистов на мою роль, но как-то не складывалось. Предложил ему, чтобы он сам ее сыграл, так как лучше знает, что ему как режиссеру нужно для картины в целом. Так и случилось.
Актерская профессия по сути своей парадоксальна. С одной стороны, она яркая и востребованная. С другой – считающаяся греховной, особенно в рамках религиозного воззрения. Например, в древности актеров, как и самоубийц, хоронили за оградой кладбища.
Согласно христианскому мировоззрению, каждому человеку с рождения дана своя судьба и именно ее нужно прожить, а не изображать других людей. Священнослужители считают, что актер на сцене примеряет на себя не только судьбы своих героев, но и грехи других людей, то есть «подыгрывает» Антихристу. Но либерально настроенная часть философов высказывают и такую точку зрения, что актерская профессия может приблизить человека к Богу, избавить его от тщеславия и эгоизма.
– Когда я лежал на больничной койке со сломанной рукой, то многое понял и осознал. Видимо, тогда Господь меня как будто остановил: «Одумайся! Переоцени свою жизнь», – рассказывает нам артист. – Я многое переоценил и понял, что и добро, и благодать – все это как бы разлито вокруг. И я могу это брать, давать...
Крестился в зрелом возрасте
Евгений Стеблов крестился вместе со своей супругой Татьяной Ивановной в зрелом возрасте. С нею он прожил в счастливом браке 38 лет. Сейчас актер женат второй раз.
– Мне было на момент крещения 33 года. Это событие в моей жизни никак не связано с возрастом Христа. Просто так получилось. Ни я, ни супруга не были крещены в младенчестве в силу того, что тогда в стране был распространен атеизм. Но я всегда интересовался вопросами религии. И рано или поздно, но пришел к тому, что все сотворено Богом и во всем Бог.
Сын актера подался в монастырь на Соловки
В 1976 году у Евгения Юрьевича и Татьяны Ивановны родился сын Сергей.
– Сергей крестился, когда еще был школьником. После этого он начал активно воцерковляться, – рассказывает нам актер. – Те люди, которые далеки от монастырской жизни, думают, что что-то должно повлиять на человека, чтобы тот начал духовный путь. Сейчас понимаю: это совершенно не так. У монастырских людей есть понятие: не человек выбирает монастырь, а монастырь – человека. Туда не берут людей, которые сегодня хотят одно, а завтра – другое.
Сергей окончил Щукинское театральное училище, затем Высшие режиссерские курсы. Работал у режиссера Никиты Михалкова в студии «ТриТэ». Создал Центр «Стеблов-фильм». Однако решил оставить мирскую жизнь.
– Когда в 2010 году не стало моей жены Татьяны, то мы с Сережей остались вдвоем. И как-то он проронил в разговоре, что хочет уйти в монастырь. Я ему сказал, что пусть сначала у него появится ребенок, потом он может уходить. Но он выбрал другой способ – поставить меня перед фактом. Написал записку: «При жизни мамы я на это не решался, потому что ее бы это убило. А вас с бабушкой это не убьет...»
Сначала отец даже не знал, куда конкретно сын ушел. Через неделю догадался, что тот наверняка направился в Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь. Ведь на протяжении нескольких лет он туда ездил трудником. Я пришел на подворье монастыря, поговорил с его представителем. В монастырь не принято являться без разрешения. Мы созвонились с благочинным. Потом я полетел на самолете к Сергею.
После нескольких лет трудничества Сергей три года пробыл послушником и сейчас уже третий год является иноком (монахом. – Авт.).
– Любой человек может стать трудником: приехать в монастырь и за ночлег и еду трудиться там ради Христа, – утверждает Евгений Юрьевич. – Послушник – человек, готовящийся к постригу в монахи и проходящий испытание послушанием в монастыре. Послушание – это дело, которое назначает послушнику игумен (настоятель мужского монастыря. – Авт.).
Евгений Юрьевич утверждает, что Сергей сильно возмужал внутренне.
– Заметил, что он со временем стал сдержаннее. Меньше говорит. Отвечает на любой вопрос, но сам не инициирует разговор. Путь монашества – нелегкий. И я вижу, как сыну непросто.
Евгению Стеблову было сложно принять то, что Сергей прервал свой род.
– Так как я люблю сына и верю в Бога, то ничего не оставалось, как принять это. Ведь жениться могут только представители белого духовенства, то есть священники. Например, после того, как человек заканчивает семинарию, туда съезжаются девушки, которые хотят стать матушками. Если семья не складывается, то он должен принять обет безбрачия. А сын пошел по пути черного монашества.
Мы спросили у Евгения Стеблова, есть ли у Сергея дальнейшие планы на жизнь...
– Если человек уходит в монастырь, то он от своей воли отрекается. И как сбудется Божий промысел, так и будет. Покинуть монастырь можно. Там никто насильно не держит. Уйти из мира в монастырь – одна психологическая ломка. Вернуться обратно в мир – другая. И трудно сказать, что бы я пожелал сыну. И не смею брать на себя такую ответственность.
Из интервью
– Приняв веру, как вы стали относиться к актерской профессии?
– Когда меня спрашивают, насколько это греховное занятие – быть актером, я отвечаю: «Надо понимать, ради чего человек занимается этой деятельностью». Если ради того, чтобы лицедействовать и себя показывать, то это греховно. А если ставит какую-то высокую цель, то нет. Бывает, что человек достигает духовных вершин благодаря актерской профессии. Вообще творчество имеет Божественное начало. Рассматриваю искусство как форму целительства.
– А чем именно занимается ваш сын в монастыре?
– Первый год Сергей трудился на кухне. И это одно из самых тяжелых послушаний. Ведь надо рано вставать, готовить на 40–50 человек. Потом он работал на скотном дворе. Спал в каптерке. Вставал посреди ночи, чтобы доить коров, и т.д. Также, помимо других дел, у него две церковные службы в день. В монастыре достаточно большая нагрузка.
Лиза Барская