Как можно перестать удивляться той огромной разнице между культурами разных стран, если даже в мельчайших деталях можно рассмотреть традиции, нормы и правила, культивируемые в народе на протяжении сотни лет?
Советский Союз. Мороженое. Огромная очередь за чудесным лакомством. А где-то за несколько тысяч километров от этого места рассекает фудтрак.
Конечно, нет никаких сомнений в том, что в СССР было «самое вкусное мороженое». Этого подтвердят люди, родившиеся до перестройки. Оно было сладким, оно было вкусным, оно утоляло жажду, голод и печаль. Все эти достоинства не могли сравниться с тем, чтобы простоять 20 минут в очереди к ларьку.
Но, несмотря на то, что мороженое в СССР было «самым вкусным», появилось оно задолго до того, как к власти пришли большевики. И несколько западнее.
Европа смогла подарить человечеству этот деликатес намного раньше, чем продукты научились замораживать «искусственным» путём. Это было блюдо, достойны которого были исключительно властители: один из императоров Рима вкушал снега, добытые с вершин гор, а японский император баловал себя и приближённых смесью льда, ягод и фруктов.
Прошло больше полутора тысяч лет, а мороженое так и не потребовалось никуда транспортировать, ведь позволить его могла лишь аристократия, обладавшая секретной технологией искусственной заморозки и одним из главных ресурсов — людьми. Без них не строились пирамиды, без них не было возможности и создать шербет (он же сорбет), только они могли, несмотря на сильный холод, аккуратно превращать лёд в произведение искусства.
Но что в Европе удел элитарного сословия, то в Америке — ходовой товар: упростив технологию добычи льда и создания мороженого, эта страна смогла подарить населению ещё один кусочек счастья.
Так появилось дешёвое мороженое.
Чтобы не тратить огромных денег и активно использовать тактику «количество > качество», пришлось искать обходные пути. Нужно было не открывать заведение, за которое необходимо платить аренду. Нужно было сделать так, чтобы люди видели маячащее перед ними мороженое и хотели его купить. Нужно было создать целую империю вкусного развлечения, не вложив в её развитие практически ничего. Кто мог справиться с этой задачей лучше, чем иностранцы, приехавшие в Америку, чтобы разбогатеть?
Так и получилось, что при помощи не самых сложных технологий мороженое из изыска превратилось в продукт, который могли приобрести представители любого класса (по крайней мере самую бюджетную его версию — фруктовый лёд). И всё благодаря иммигрантам, которые расхаживали с деревянными тележками по району и предлагали детям за смешную цену купить мороженое.
Чем быстрее толпа детей бежала за мороженщиком, чтобы обменять кровные деньги своих родителей на эту вкуснотищу, тем сильнее давил мороженщик в пол педаль, устремляясь в светлое будущее производства мороженого.
Появляются новые виды: сэндвичи, стаканчики, эскимо, фруктовый лёд. День независимости, поход на аттракционы, выходной день — всё это уже трудно представить без рожка, в который складывались разноцветные шарики. Но главным символом деликатеса по-прежнему оставался фургончик.
Это странно осознавать, что те вещи, которые были у нас в дефиците (мороженого это касалось в меньшей степени) и за которыми необходимо было отстоять «километровую» очередь, в США доставляли «на блюдечке» прямо к вашему крыльцу. С одной стороны, всё это выглядит как пропасть между странами первого и третьего мира, но с другой...
Не находите ли вы в этом яркую черту предпринимательской находчивости? Если бы не иммигранты, уставшие толкавшие деревянные тележки с лакомством, мороженое не стало бы столь популярным и ходовым товаром.
Для тех, кто всё ещё не понимает, насколько востребованным было мороженое и каким гипнотическим образом фургончик действовал на людей: ознакомьтесь со стендап-выступлением Эдди Мёрфи (на английском языке):
Попробуйте вспомнить, что ещё было ходовым товаром, который доставляли на фудтраках? Хот-доги, попкорн, молоко (которое, как и почту, оставляли прямо на крыльце). Из всего этого у нас долгое время (до появления курьеров) доставляли только почту, и то это можно объяснить существованием почтальонов и масштабностью почтовых услуг. Хот-доги и попкорн появились много позже и продавались в стационарных ларьках. Молоко привозили в определённые точки (к магазину, рынку, сельсовету и пр.), и люди создавали очередь уже там.
Мороженое? Будь добр идти в ларёк.
С начала до конца прошлого века индустрия мороженого продолжала развиваться: появлялись новые производители, мороженое уже начинали делать из того, что раньше было совсем другим продуктом (из наших аналогов можно вспомнить «Растишку»), а фургоны продолжали кататься. По Британии в 70-х годах каталось около 250 тысяч фургонов. Страшно представить, что творилось в Америке!
Однако ничто не вечно: если профессия почтальона ещё пока на плаву, то водителей фургонов с мороженым сейчас редко удаётся встретить. На то есть множество причин. Одни говорят о том, что в домах стала слишком хорошая звукоизоляция и мороженщиков попросту не слышно, да и детей оторвать от гаджетов ничем невозможно. Кто-то обвиняет представителей этой профессии в торговле табаком, педофилии, а сам транспорт — в излишнем шуме (что кардинально расходится с теорией про звукоизоляцию) и загрязнении атмосферы.
Но и с этим придумали способ борьбы: в Америке, где фудтраки, и фургоны с мороженым в частности, до сих пор востребованы, продолжают выпускать новые модели.
Совсем недавно появилась парадоксальная разработка: фургон с мороженым, который работает на солнечной батарее. Оказывается, при помощи солнца можно ещё и мороженое охлаждать — сказка!
А вот Nissan на днях представил свой экологически чистый, работающий на электроэнергии, компактный фургончик. Заработать на таком много не получится, зато он отлично подходит для тихих и спокойных мест.
Но это только в Америке. По некоторым данным, число фургонов в Великобритании сократилось в сотню раз, и теперь их не более двух с половиной тысяч. В Финляндии грузовики с мороженым также трудно встретить (хотя это вполне можно объяснить климатом). В Питере какое-то время работал фудтрак «Морошка», но последняя актуальная информация о нём приходится на 2014 год, так что, скорее всего, это просто было связано со вспышкой хипстерской культуры.
Но самая главная причина, из-за которой столь резко уменьшилось количество фургонов, — рост числа магазинов. Теперь на каждом углу стоит супермаркет, в котором 24/7 хранится это мороженое. Получается, что фудтраки, некогда способствовавшие развитию общества потребления, сами от этого потребительства и пострадали — люди предпочли удобство традициям.
А в традицию нашей страны они так и не успели вписаться: ни как транспорт, приносящий детям радость, ни как способ заработка.
Роман Морозов