Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Вкусная фактура

Сегодня поговорим о кино. Даю небольшой «отчёт» о фильмах, которые я недавно посмотрел. Фильмы не элитарные. Масскультные.

«Вавилон нашей эры», с Вином Дизелем. Он уже сравнительно не новый, 2006 года. Действие происходит в недалёком будущем, когда человечество окончательно скатится в бардак и раздрай. Большая часть фильма происходит на территории б. СССР, как его представляет режиссёр — француз, кстати.

Вышла вольная фантазия на основе текущих новостей о России — о Чечне, терактах, бедности: что из этого получится, если так пойдёт и дальше.

Фильм отлично снят, «картинка» просто загляденье. Не знаю, какой в этом процент заслуги режиссёра, какой — оператора, какой — художника, декоратора и прочих специалистов. Короче, вот именно так и надо снимать, сохраняя и модный «эффект присутствия», и не скатываясь при этом в трясучку камерой и монтажную мельтешню.

Все «локации» — на грани гениальности: раздолбанный квартал «хрущёвок», кусочек, по-моему, Кутузовского проспекта, покоцанный в «Фотошопе» (в роли «пограничного русского города»), вполне аутентичный привокзальный рынок, на котором вдруг происходит мощный теракт…

А всплытие подлодки, таранящей льды! А загрузка на эту самую подлодку!.. Словом, визуальное пиршество.

Посмотрел наконец в приличном качестве «Район номер 9», от которого большая часть Рунета уже отписала своё кипятком.

Нормальный такой трэш. Снят в модной манере «под документ». У «Района» больше общего не с другими фильмами про инопланетянский приход на Землю, а с фильмами про зомби — например, с тем же дебютом Питера Джексона (продюсера «Района») под названием «Живая мертвечина».

Инопланетяне здесь — здоровенные креветкотараканы, бичующие на свалке в Южной Африке — словно бы и не с космоса прилетели, а мутировали на этой самой свалке из обычных местных насекомых.

Вокруг бичей крутятся, как водится, менты (ну, служба по надзору) и бандиты — и все грязненькие, все подленькие, все злобненькие. И висит над всем этим (по фильму — двадцать лет кряду) большая серая корявая тарелка.

Про то, что «Район» — социальная сатира, обличение нравов, бичевание расизма и ксенофобии, уже только ленивый не отписался.

Отмечу, что если бы западное общество было действительно таким, как его «бичуют», ни один подобный фильмец на экраны бы не вышел.

Мы-то в России можем без метафор обходиться, нам инопланетян придумывать не надо. Трущобы инопланетян и разборки вокруг них в «Районе номер 9» уже сравнили с пресловутым Черкизоном. Правильно.

Оператор с режиссёром смакуют «вкусную» фактуру, которая большинству западных зрителей, чистеньких представителей миддл-класса, кажется экзотикой, — то есть антисанитарию, что царит на задворках этого мира.

Надо сказать, что «Район номер 9» вполне похож на сон пьяного маргинала. «Колян, мне сегодня приснилось, будто у нас на свалке инопланетяне завелись, на тараканов похожи, выше нас ростом. А менты наши их выселяют: машин нагнали, БТРов, все с АКМ, пиф-паф, мля…»

Посмотрел ещё один из легендарных фильмов своего детства — приключенческий боевичок «К сокровищам авиакатастрофы» (США). Оказывается, оригинальное название фильма — «Гонки за «Янки Зефиром» («Янки Зефир» — название самолёта).

В советском прокате он появился году в 1983-м, я смотрел его два или три раза, рисовал потом этот разбившийся, обросший тиной самолёт, который, собственно, и хранил те самые сокровища.

Теперь, через четверть века с лишним, непонятно, чем там восхищаться. Посредственное подражание «Индиане Джонс». Слабый сценарий, «никакая» режиссура, убогий юмор, спецэффекты тоже так себе, и всё слишком затянуто.

В одну и ту же реку нельзя войти дважды. Банально, но факт.

Ещё одно подтверждение этому: четвёртая часть культового киносериала «Терминатор». Уже без Арнольда Шварценеггера и тем более без Линды Гамильтон. И снимал этот фильм вовсе не Джеймс Камерон. Что же осталось от легендарного кинопроекта?

Зрительский интерес в любом случае был обеспечен. Посмотрел четвёртую часть и я: было любопытно, имеет ли она хотя бы минимальную ценность. Рекламные ролики обещали тёмное будущее, лязг металла, сильную задымлённость и не менее сильные характеры.

Ожидания, в общем, оправдались, всё это в четвёртой части действительно есть. По сравнению с полупародийной третьей частью «Терминатор-4», честно говоря, просто шедевр. Такой «Безумный Макс» (многие помнят и ценят этот культовый киносериал с Мэлом Гибсоном о несветлом нашем будущем) с роботами-трансформерами. Жёлто-коричневая гамма, песок, пыль, искорёженная арматура, мужественные люди в обносках. Был такой фильм «Власть огня», про войну людей и драконов. Вот похоже, хотя и помасштабнее.

Всё равно не то, не то…

Стоит ли до бесконечности «выжимать» — исключительно из коммерческих соображений — старые, сколь угодно гениальные идеи? Две первых части вошли в «золотой кинофонд всех времён и народов», и хватит.

Выполненный практически безупречно, «Терминатор-2» (1991), по-моему, остаётся недосягаемым образцом зрелищного кино вообще и фантастического в частности. Это при том, что, как известно, «техника шагнула далеко вперёд».

Вот и плохо, что шагнула. В конце 80-х и начале 90-х компьютерная графика стоила дорого, и применяли её в Голливуде строго аккуратно и к месту. Сейчас работой художников, дизайнеров и программистов «забивают» сценарную, актёрскую и режиссёрскую немощь. И такое случается всё чаще. Скажем, недавние блокбастеры вроде «Трансформеров» и «Броска кобры» — фантазии дошкольников, поданные с немыслимым размахом и пафосом.

По-моему, это вырождение.

Сколько, интересно, времени ещё протянет кинематограф?

Приговор «важнейшему из искусств», кажется, подпишут компьютерные игры.

Одно дело — просто следить за приключениями героя, другое — стать этим героем самому. Компьютерные игры такую возможность предоставляют.

Графика постоянно улучшается, растёт мощность процессоров и видеокарт. Когда отснятую реальность станет вовсе невозможно отличить от нарисованной — кинорежиссёрам придётся сменить профессию.

В играх найдут себя и актёры — точнее, их цифровые копии.

Может быть, дольше продержится кино элитарное, оно же арт-хаус. Но и эта ветвь может усохнуть под напором элитарных же, «психологических» компьютерных игр.

Кто-то усмехнётся: говорили же когда-то, что театр будет убит кинематографом, а кинематограф — телевидением. Ничего, живо и то, и другое, и третье. Теперь на роль киллера претендует компьютер — ну-ну.

Поживём — увидим.

Ваш Роман Олегович Иванов

802


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95