Сегодня поговорим о кино. Даю небольшой «отчёт» о фильмах, которые я недавно посмотрел. Фильмы не элитарные. Масскультные.
«Вавилон нашей эры», с Вином Дизелем. Он уже сравнительно не новый, 2006 года. Действие происходит в недалёком будущем, когда человечество окончательно скатится в бардак и раздрай. Большая часть фильма происходит на территории б. СССР, как его представляет режиссёр — француз, кстати.
Вышла вольная фантазия на основе текущих новостей о России — о Чечне, терактах, бедности: что из этого получится, если так пойдёт и дальше.
Фильм отлично снят, «картинка» просто загляденье. Не знаю, какой в этом процент заслуги режиссёра, какой — оператора, какой — художника, декоратора и прочих специалистов. Короче, вот именно так и надо снимать, сохраняя и модный «эффект присутствия», и не скатываясь при этом в трясучку камерой и монтажную мельтешню.
Все «локации» — на грани гениальности: раздолбанный квартал «хрущёвок», кусочек,
А всплытие подлодки, таранящей льды! А загрузка на эту самую подлодку!.. Словом, визуальное пиршество.
Посмотрел наконец в приличном качестве «Район номер 9», от которого большая часть Рунета уже отписала своё кипятком.
Нормальный такой трэш. Снят в модной манере «под документ». У «Района» больше общего не с другими фильмами про инопланетянский приход на Землю, а с фильмами про зомби — например, с тем же дебютом Питера Джексона (продюсера «Района») под названием «Живая мертвечина».
Инопланетяне здесь — здоровенные креветкотараканы, бичующие на свалке в Южной Африке — словно бы и не с космоса прилетели, а мутировали на этой самой свалке из обычных местных насекомых.
Вокруг бичей крутятся, как водится, менты (ну, служба по надзору) и бандиты — и все грязненькие, все подленькие, все злобненькие. И висит над всем этим (по фильму — двадцать лет кряду) большая серая корявая тарелка.
Про то, что «Район» — социальная сатира, обличение нравов, бичевание расизма и ксенофобии, уже только ленивый не отписался.
Отмечу, что если бы западное общество было действительно таким, как его «бичуют», ни один подобный фильмец на экраны бы не вышел.
Оператор с режиссёром смакуют «вкусную» фактуру, которая большинству западных зрителей, чистеньких представителей миддл-класса, кажется экзотикой, — то есть антисанитарию, что царит на задворках этого мира.
Надо сказать, что «Район номер 9» вполне похож на сон пьяного маргинала. «Колян, мне сегодня приснилось, будто у нас на свалке инопланетяне завелись, на тараканов похожи, выше нас ростом. А менты наши их выселяют: машин нагнали, БТРов, все с АКМ, пиф-паф, мля…»
Посмотрел ещё один из легендарных фильмов своего детства — приключенческий боевичок «К сокровищам авиакатастрофы» (США). Оказывается, оригинальное название фильма — «Гонки за «Янки Зефиром» («Янки Зефир» — название самолёта).
В советском прокате он появился году в
Теперь, через четверть века с лишним, непонятно, чем там восхищаться. Посредственное подражание «Индиане Джонс». Слабый сценарий, «никакая» режиссура, убогий юмор, спецэффекты тоже так себе, и всё слишком затянуто.
В одну и ту же реку нельзя войти дважды. Банально, но факт.
Ещё одно подтверждение этому: четвёртая часть культового киносериала «Терминатор». Уже без Арнольда Шварценеггера и тем более без Линды Гамильтон. И снимал этот фильм вовсе не Джеймс Камерон. Что же осталось от легендарного кинопроекта?
Зрительский интерес в любом случае был обеспечен. Посмотрел четвёртую часть и я: было любопытно, имеет ли она хотя бы минимальную ценность. Рекламные ролики обещали тёмное будущее, лязг металла, сильную задымлённость и не менее сильные характеры.
Ожидания, в общем, оправдались, всё это в четвёртой части действительно есть. По сравнению с полупародийной третьей частью «
Всё равно не то, не то…
Стоит ли до бесконечности «выжимать» — исключительно из коммерческих соображений — старые, сколь угодно гениальные идеи? Две первых части вошли в «золотой кинофонд всех времён и народов», и хватит.
Выполненный практически безупречно, «
Вот и плохо, что шагнула. В конце
Сколько, интересно, времени ещё протянет кинематограф?
Приговор «важнейшему из искусств», кажется, подпишут компьютерные игры.
Одно дело — просто следить за приключениями героя, другое — стать этим героем самому. Компьютерные игры такую возможность предоставляют.
Графика постоянно улучшается, растёт мощность процессоров и видеокарт. Когда отснятую реальность станет вовсе невозможно отличить от нарисованной — кинорежиссёрам придётся сменить профессию.
В играх найдут себя и актёры — точнее, их цифровые копии.
Может быть, дольше продержится кино элитарное, оно же арт-хаус. Но и эта ветвь может усохнуть под напором элитарных же, «психологических» компьютерных игр.
Поживём — увидим.