Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Вкусный кофе «на районе»

Треугольник «жители–власть–бизнес» должен работать без перебоев

Для москвичей старшего поколения, выросших при социализме, слово «предприниматель» остается едва ли не ругательным. Однако в ХХI веке все иначе, и хорошо построенный диалог между властью и бизнесом не менее важен, чем между властью и жителями. Поэтому Анастасия Трегулова, генеральный директор сети кафе «АндерСон», приняла решение стать доверенным лицом кандидата в мэры Москвы Сергея Собянина на сентябрьских выборах. О важности развития спальных районов, преимуществах электронного документооборота и преображении Москвы в последние годы — в разговоре с корреспондентом «МК».

Вкусный кофе «на районе»

— Вы раньше были лично знакомы с Сергеем Семеновичем?

— Конечно, как бы я могла решить стать доверенным лицом человека, которого не знаю? Я встречалась с ним несколько раз по разным вопросам за последние пять лет, тем более я ведь состою в отраслевых советах. Наше первое знакомство состоялось, когда Собянин менял правила оформления летних веранд. Это был достаточно удачный пример сотрудничества власти и бизнеса: мы несколько раз собирались вместе, давали комментарии, которые были учтены. Например, что касалось зонтиков — в некоторых частях города, где много ветра, это просто опасно. Когда зимой организовывали фестиваль «Путешествие в Рождество», он также консультировался с предпринимателями насчет благоустройства, по организации площадок. У меня очень высокий уровень доверия к мэру: во-первых, нельзя не замечать, как изменился наш город, а во-вторых, мне нравится, что он человек немногословный, предпочитает не разговаривать, а делать. Он внимательно слушает, задает вопросы по существу дела, а потом начинает работать. Я считаю, что это толковый, ответственный и работоспособный человек, который отлично справляется на достаточно тяжелой должности.

Надо ведь понимать: наш народ очень плохо умеет говорить «спасибо». Что бы нам ни сделали — все будет плохо, все не так, можно было бы лучше, быстрее, раньше и т.д. Я, управляя компанией в тысячу человек, конечно, делаю ошибки. Как можно справляться с такой махиной, как город, — вообще не представляю себе.

— Есть ли разница между впечатлением при личном общении и образом, который мы видим на экране телевизора?

— Для меня нет. Хотя, может быть, для меня эта картинка просто склеивается. Иногда мне кажется, что мэру жалко времени на публичные выступления и прочие формальности, это не в его характере. Он суровый, северный человек. Кстати, когда я была в Тюмени, то слышала, что очень многие до сих пор отзываются о нем с большим уважением, городом до сих пор руководит его преемник. Они так и говорят: «Вам не нравится? Так отдайте его обратно нам!». И это предприниматели, то есть люди, которые к власти обычно относятся скептически.

— На ваш взгляд, что изменилось в последние годы в Москве, если говорить о ведении бизнеса?

— Я могу сравнивать, что изменилось в бизнесе за последние 25 лет. Это небо и земля. Стало прозрачнее, безопаснее, спокойнее. Я очень благодарна Сергею Собянину за то, что появились четкие требования: конечно, уточнять все равно приходится, и часто, но основное понятно. Почти все прописано в законах, появились правила игры: например, если речь идет о размещении летних площадок. Если ты выполнил требования, ты легко получаешь разрешение. Да, иногда это жестче, чем могло бы быть, — например, убрать рекламные щиты или вывески, — но хотя бы все понятно. Причем это касается всех сфер жизни, не только нашего бизнеса. Я восхищаюсь тем, как за короткое время удалось сделать такие удобные для жителей МФЦ: попадаешь туда, как в сказку, особенно если помнишь бардак прежних лет. Нам даже европейцы завидуют, я спрашивала знакомых.

 

Огромное количество хорошо сделанных летних кафе, пешеходных зон, парков, в которых приятно находиться. Это, конечно, влияет на индустрию в целом: люди стали больше гулять пешком, проводить время в парках. Конечно, мы не открылись бы там лет пять–семь назад, когда пейзаж был совсем иным.

В бизнесе много переведено в онлайн, даже документы на регистрацию компании можно подать в электронном виде. Однако я замечаю, что специфика отношений бизнеса и государства в нашей стране — это подозрительность: многие считают, что ждать ничего хорошего от власти нельзя, в итоге даже на имеющиеся предложения в городе не находится желающих. Это одна из причин, почему я пошла в эту кампанию, — я хочу наладить канал коммуникации между городом и бизнесом. В данном случае мои интересы совпадают с интересами города, я хочу, чтобы это было актуально для многих бизнесменов. Если есть возможность повлиять на происходящее или хотя бы обсудить это с командой, которая управляет Москвой, то почему бы это не сделать?

— В числе предвыборных обещаний Сергей Собянин говорил о развитии программы «Мой район», направленной как раз на то, чтобы в городе не осталось мест, где можно только спать, чтобы развитие было равномерным. Повлияет это на ваш бизнес?

— Получается, я додумалась до этого даже раньше Собянина? Это благотворно сказывается на нашем бизнесе: раньше мы были одни, а теперь город играет на нашей стороне. Чем лучше будет жизнь у человека в районе, тем реже он будет уезжать, значит, тем чаще придет в наше кафе. Это классно.

Традиционно мы открываемся именно в спальных районах, а, например, кафе около метро «Чеховская» в центре — самое маленькое в сети — и работает оно скорее навынос. Мы работаем в жилых массивах. Надо сказать, что чувствуется изменение поведения москвича: люди хотят проводить время в своем районе, отдыхать и гулять там, а не ехать в центр «за жизнью». Это неправильно, и хорошо, что это уходит. Причем я не могу сказать, что поведение людей в разных районах сильно отличается: люди хотят ходить в кафе где угодно, и в Медведкове тоже. Конечно, есть стереотипы: мол, Гольяново — это ужас-ужас! Но там тоже живут люди, им тоже хочется качественной инфраструктуры. Я не вижу серьезной разницы. Кстати, в «непрестижных» районах ниже конкуренция — и у нас есть возможность предложить людям то, чего у них раньше не было. К тому же там аренда дешевле. Хотя не всегда: для меня шоком была высокая цена аренды в Марьине. Вообще, принято считать, что в спальные районы люди приезжают только спать. Однако это не наш принцип: наша аудитория — это мамы с детьми, которые ходят в садик, в развивашки и поликлинику в своем районе, а также пенсионеры.

— Вы сравнивали манеру ведения бизнеса в Москве и других городах?

— Я считаю, что не совсем грамотно сравнивать наш опыт с иностранным. Москва — это своего рода отдельная страна, это огромный мегаполис.

Мы есть в Москве и Подмосковье, в некоторых городах СНГ, в Тюмени, в Нижнем Новгороде и Ярославле. Каждый регион — это кот в мешке. Сразу понять привычки жителей, их пожелания и т.д. очень сложно. Где-то спрос на праздничные мероприятия, а где-то — на повседневный кофе.

У нас другая ментальность, у нас другие привычки, многие представления о жизни мы несем из 60‑х, из 80‑х или из 90‑х, и еще не прошло достаточно времени, чтобы они изменились. Например, в российской, точнее, в советской традиции ведь вообще почти не было культуры еды вне дома. Ресторан — это было место, куда ты попадаешь раз в году, отстояв колоссальную очередь. Даже на праздники было принято звать людей в гости домой. В Европе, например, или даже в Японии люди гораздо реже питаются дома, эта культура у них вжилась давно. Или, например, у нас не принято было ходить в кафе с детьми. Чтобы все изменилось, нужно время.

— Все-таки реально адаптировать те традиции под наши реалии? У многих из нас есть в голове некая парижская сказка: как каждая бабушка может спуститься в кафе на первом этаже дома и купить там кофе с круассаном... Но по карману ли это нашим бабушкам?

— Нужно понимать, что бабушка бабушке рознь. Если у этой бабушки есть дети и внуки, которые хорошо зарабатывают и помогают ей, она вполне может позволить кофе с пирожным в компании подруг раз в неделю, например. У нас, кстати, есть постоянный клиент, который рассказывает, что его мама, которой 80 лет, только в нашем кафе время и проводит, встречается с друзьями. Конечно, если бабушка одинокая, то ситуация другая.

— Что вы можете пожелать московской власти?

— Главное, чтобы город давал обратную связь, умел не только доносить информацию до людей, но и слушать сам. В синергии можно сделать много удачных проектов. Допустим, когда город начал заниматься парками, там все тоже было не так просто, однако в итоге удалось привлечь грамотных рестораторов на их площадки. Ведь если бы речь шла просто об аукционе, туда могли зайти те, кто не имеет опыта в этой сфере, и парк остался бы в проигрыше. Важно, чтобы город обозначал: нам интересно, чтобы вы шли сюда.

Кроме того, я считаю, что предпринимательское сообщество должно укрепляться на районном уровне. Попытка собрать всех предпринимателей Москвы — это нереально, а вот одного района — вполне. По тому же примерно принципу, как собирают советы муниципальных депутатов, вот так же стоило бы собирать бизнесменов. Могу сказать, что у нас на уровне директора ресторана коллеги обязательно общаются с теми, кто работает в том же или в соседнем доме. Я на своем уровне тоже общаюсь с крупными игроками, принимаю участие в работе отраслевых советов. Это все — реальный способ принимать те решения, в которых мы заинтересованы. Московский предприниматель — это человек, у которого достаточно четкий профиль: как минимум он не собирается уезжать, он видит свое будущее здесь, он плотно связан с городом и заинтересован в гармоничном его развитии. Нужно добиться, чтобы этот треугольник — жители, власть и предприниматели — одинаково качественно работал в любую сторону.

Евгения Никитская

371


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95