В центре «Зотов» открылась выставка «Мем. Маяковский медиа», посвященная 105-летию окон РОСТА. Как возник современный мем, при чем тут окна РОСТА и как Маяковский сам стал мемом, разбирался корр. «МК».
«Мем — это единица культурной информации» — так Интернет определяет современное популярное явление. Сегодня он действительно стал частью нашей культуры, причем настолько, что мы порой общаемся ими и сохраняем в папку «Для важных переговоров». В центре «Зотов» показали, откуда взялись мемы. Оказывается, все началось… с Маяковского, который придумал совместить текст и картинку так, чтобы они работали вместе.
На выставке доказывают, что говорить о Маяковском исключительно как о поэте будет ошибочно: он самый передовой человек своего времени, который проявил себя во всех новых медиа (да еще и преуспел!). И актер, и сценарист такого новейшего вида искусства, как кино, и один из первых советских пиарщиков, чьи рекламные плакаты подогревали интерес к товарам в ГУМе и Моссельпроме. Но на этом он не остановился. Маяковский прекрасно понимал, что в обществе произошли изменения, которые требуют нового художественного языка для общения с массовой аудиторией. И он его придумал: окна РОСТА — агитационный плакат, который размещали в пустующих витринах города в годы Гражданской войны (потому-то их и называли «окна»). Они сообщали важнейшие новости и призывали к различным действиям на благо общества.
Сначала плакаты кропотливо создавали вручную. Дело трудоемкое и затратное по времени — Маяковскому помогали и сестры, и возлюбленная Лиля Брик. Но все ускорилось благодаря трафаретам, а позже — благодаря литографии и печати, на выставке легко прослеживается развитие технологий создания. Кстати, попробовать создать свое окно РОСТА трафаретным методом может любой желающий в конце выставки. Увидите вокруг стола толпу увлеченных взрослых людей с разноцветными валиками и трафаретами в руках — непременно присоединяйтесь. Между прочим, труд не из легких!
Большинство окон РОСТА носили политический характер, но на выставке нам предлагают ознакомиться с плакатами на социальные темы (все же задача выставки — рассказать об окнах РОСТА как о новом языке) — призыв регулярно мыться в бане, помочь голодающим на Поволжье не словом, а делом и объяснение, почему нельзя пить сырую воду. Главная прелесть окон — их предельная простота восприятия, легкие для запоминания тексты-лозунги, граничащие с частушкой (так они быстро попадают в сознание), и понятные визуальные образы.
Куратор выставки Наталья Стрижкова поясняет, с помощью чего окна РОСТА воздействуют на сознание человека:
- Это покадровый рисунок, разбитый на мелкие истории с единым нарративом и главным выводом, — принцип народных лубков, хорошо знакомый той массовой аудитории, но уже в советской обработке. Надпись чаще всего расположена над окном, чтобы создать впечатление, что с тобой говорит вся картинка целиком. Персонажи все непременно комичные, даже если это Врангель, президент Франции или США. А еще здесь прослеживается цветовая азбука, которую придумал Малевич, а доработал, конечно, Маяковский. Красный часто доминирует — это цвет положительного персонажа, красноармейца или советской власти. Зеленый — цвет врага, иностранных интервентов. Желтый и коричневый — солнце и родная земля. Прослеживаются символы: дорога, которая непременно ведет в светлое будущее, ворона — разруха, скелет — голодуха, кулак — справедливость.
В сегодняшних мемах принцип тот же: картинка и текст, неотъемлемые друг от друга. Запоминаются легко, тиражируются, воздействуют на сознание.
- Получается, что за 100 лет не придумали ничего нового, если приемы окон РОСТА лежат и в основе современных мемов? Или найденный тогда прием настолько сильный?
- Нет, нельзя так сказать. У экспертов есть убеждение, что вся наша культура создана авангардистами, - отвечает Наталья Стрижкова. - Если мы возьмем дизайн гаджетов, дизайн соцсетей и медиаискусства, то везде найдем следы идей авангарда. Но они получили развитие с учетом новых технологий, новой культуры, новых художников, а также по-своему были продолжены в разных эпохах и витках культуры.
Во что превратились окна РОСТА, когда надобность в них отпала, здесь тоже показывают. Прежде всего это рекламные плакаты агентства «Реклам-конструктор Маяковский — Родченко», где поэт занимал должность «копирайтера», как бы мы сказали сегодня.
Разножанровая творческая активность художников того времени приводит к тому, что они сами становятся частью своего произведения или вовсе превращаются в произведение сами, становясь той самой единицей культурной информации, то есть мемом.
- Маяковский был поп-звездой своего времени», — подытоживает куратор выставки. Чтобы эта звезда не угасла, уже после его кончины Лиля Брик, хранительница наследия поэта, написала Сталину письмо, в котором просила увековечить память Маяковского. Позже в газете «Правда» вышла резолюция Сталина, положившая начало мифу о «главном советском поэте»: образ Маяковского растиражирован в плакатах, лозунгах и памятниках. В общем, разошелся на «советские мемы».
Марина Чечушкова