Сегодня странным образом сошлись две новости. Первая — о том, что в грядущем бюджете страны зарезервирован целый миллиард рублей на установку в каждой школе российского триколора. Под ключ, так сказать: флагшток, полотнище, тумба, установка... «Ознаменование» всех школ страны планируется до 2024 года. И вторая новость: ведущая партия страны «Единая Россия» совместно с Минпросвещения организовала оперштаб. Нет, не для выборных или других наступательных действий: оперштаб создан для организации капремонта в школах.
Вот кто-то скажет «не нагнетайте». Не раскачивайте лодку, мы все равно в ней сидим. Под знаменами терпения, привычки или безысходности. Разваливающиеся или устаревшие школы проходят у нас по части проблем экономики, а флаги — под знаменем идеологии. Ведь нельзя же действительно стремиться к чему-то, если в сердцах не горит пламя национальной гордости, а в руках не реет знамя нации. Не добежишь, не дойдешь до вершины без знамени, стяга, хоругви или хотя бы флажка, который можно поставить на вершине. Хотя при упоминании флажков почему-то всплывает в памяти известная песня Высоцкого про охоту на волков, бывшая настоящим, а не спущенным сверху гимном «застоя».
Национальный символ вообще очень интересная вещь. С одной стороны, простая, как валенок, березка, матрешка. Но причудливая. Тут вам и орел, гордый, но излишне агрессивный. И «сиропный» кленовый листок, или даже целая королева с семейством, чадами и домочадцами. Которые что только ни творят, а люди их все равно любят. И даже рыкающий британский лев на лоскутном полотнище не столь важен, потому что символизирует потерянное имперское прошлое. Могендовид тоже мощный символ, и звезды, и полосы. Горы — Арарат и Фудзияма, цветы — лилия, чертополох...
У каждой страны — свое, самое больное и родное, выстраданное, уцелевшее в потоке времен. Национальный символ намертво связан с историей страны и народа, но воспринимается как личное, потому объединяет нацию. За флаг, гимн и герб страны голосуют сердцем, и ничем иным. Нельзя заставить идущего в атаку кричать «За Родину!», если Родина ему не мать, а мачеха. Никто не спасет ценой жизни знамя или рискуя жизнью, не водрузит флаг над Рейхстагом, если не верит в него. И, в сущности, неважно, за что человек сражается — за королеву, семью или отечество.
Однако в мирные времена назначение символа меняется, а вот значимость его никуда не девается. Как алый флаг Великой Отечественной вселял силу и веру в победу в войне, так и в мирные времена государственный стяг должен знаменовать благополучие жизни, незыблемость государства и его заботу о гражданах.
В отсутствии войн, революций и прочих катаклизмов главные победы страны заключаются в ее мирных достижениях и в том будущем, в которое верят люди и которое строят для своих детей. Фигурально выражаясь, поднять флаг давно уже пора над больницами, поликлиниками и школами. Чтобы под знаменами социального государства решить многие насущные и наболевшие наши человеческие проблемы.
А буквально вздернуть стяг над школой будет уместно, если школа новенькая, отремонтированная, если учителя в ней получают достойную зарплату, а родители детей не ломают головы, на какие шиши собрать своему чаду все необходимое для учебы. Старые ветхие школы с выщербленными ступеньками, осыпающимся козырьком, где нет Интернета, где дети сидят за неудобными колченогими партами, не очень-то способствуют патриотизму. Поэтому намного символичнее будет потратить этот бюджетный миллиард на ремонт школ. Если исходить из того, что капремонт одной школы обходится в среднем в 10 миллионов рублей, то за «символические» деньги можно отремонтировать тысячу учебных заведений. И это будет пусть небольшим, но истинным поводом для гордости за свою страну.
Станислава Одоевцева