Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Вместо монет — павлин

Итальянские записки

С удовольствием изучал ассортимент книжных магазинов и успел в этом поднатореть. Скоро узнал «в лицо» наиболее тиражируемые издания. Много книг тех же, что и в России, например, обильно представлен тот же «Код да Винчи» и литература, связанная с этим «кодом».

Цены в римских кафе и магазинах, я думаю, раза в три выше, чем в России. Хотя, например, супермаркеты сопоставимы по цене с московскими.

После Дворца Президента мое внимание привлекло вычурное здание — Palazzo Barberini. В этом дворце располагается Galleria Nazionale d`Arte Antica. Я взял билет и осмотрел экспозицию, но ярких впечатлений не получил. Посетителей в залах было мало.

Приведу цитату из «Образов Италии» Муратова:

«Что-то странное есть в этом явлении, так как пребывание в залах Ватиканского музея едва ли может доставить кому-нибудь искреннее удовольствие. Их холодное великолепие наводит уныние, бесконечные ряды белых изваяний, симметрично уставленных вдоль стен, внушают чувство потерянности, почти отчаяния от невозможности разобраться во всем этом племени статуй и бюстов — что-нибудь выделить из него, что-нибудь полюбить. В ровном и неживом свете сглаживаются все различия, исчезают все особенности, которые только одни убеждают в действительном существовании вещей. Даже мрамор перестает казаться здесь мрамором, и мертвенность белых форм, покрытых налетом сухой пыли, производит жуткое впечатление. Всё чуждо здесь и далеко от всяческой теплоты жизни, всё подобно кладбищу. С чувством облегчения выходишь, наконец, отсюда и с радостью ощущаешь на лице ветер и жар римской улицы».

Эти слова сказаны известным искусствоведом о Ватиканском музее, но вполне точны и по отношению к другим подобным музеям. Именно такое чувство я испытал в Барберини. Чувство усталости и тоски от однообразия вычурных картин и скульптур эпохи барокко. Вереница незнакомых портретов, скульптур… Чувство облегчения наступает, когда выходишь из здания музея. Рим — сам музей под открытым небом. Для туриста архитектура и колорит города могут быть не менее интересны, чем произведения искусства в музеях. Не только в Ватиканские музеи, но и в другие «можно приходить ради знания прошлого, но не ради связи с прошлым». Какие точные слова!

С большой неожиданностью я приметил, что в другом крыле того же дворца висит небольшая вывеска — «Институт нумизматики». Совсем не ожидал!

К сожалению, в институте уже никого не было, все ушли. Может быть, там кто-то интересуется теми темами, которые интересны и мне? Больше, конечно, в Италии изучают античную, средневековую западноевропейскую и византийскую нумизматику, но, наверное, есть и исследователи по монетам Востока. Юг Италии близок мусульманскому миру. Ещё студентом изучал я в Исторической библиотеке массивные, древние каталоги мусульманских монет из собраний итальянских музеев. Среди них были и монеты Золотой Орды, неведомо какими путями, попавшие в музейные собрания Италии.

На северном берегу Черного моря в средние века были колонии итальянцев — генуэзцев и венецианцев. В Крыму в пятнадцатом столетии чеканились так называемые генуэзско-татарские монеты. На таких монетах надписи присутствуют как в арабской, так и в европейской графике. Жизнь итальянских колоний была тесно связана с Золотой Ордой, этим и объясняется присутствие арабской графики на итальянских монетах. Генуэзско-татарские монеты часто находят в кладах и по отдельности на территории России и Украины. Большую коллекцию таких монет собрал более ста лет назад учитель немецкого языка в гимназии города Феодосии Отто Фердинандович Ретовский. До сих пор его каталоги генуэзско-татарских монет остаются наиболее важными и полными. Значительная часть коллекции Отто Фердинандовича была приобретена итальянским королем. Быть может, сегодня в Италии есть специалисты, для которых интересен этот аспект средневековой истории? Говорю «быть может», так как на сайте Института нумизматики, к сожалению, нет информации обо всех сотрудниках, работающих сейчас в институте, и сфере их научных интересов. А как удобно, когда сведения об этом есть на интернет-страничках исследовательских организаций!

Покинув Дворец Барберини, я, изучив карту римских достопримечательностей, решил направиться к термам Каракаллы. Путь до них был не близок, но я решил пройтись пешком, чтобы посмотреть как можно больше памятников по дороге к термам. Несколько раз я, пытаясь срезать дорогу, путался, попадал не на те улицы, спрашивал дорогу. Некий римлянин, отдыхавший в зелени, показал мне дорогу к термам. Имя Каракаллы он произнес так, словно то был его друг или, по меньшей мере, знакомый.

Какие контрасты в Риме! Утопающие в зелени виллы с отдыхающими людьми. И рядом шумные магистрали, возле которых современные масштабные сооружения. А за ними античные развалины! В виллах просто чудесно. На одной из вилл, недалеко от стадиона и терм Каракаллы (то была Vivai le Muro), меня ожидал сюрприз. Свободно зайдя на виллу с улицы, пройдя метров сто, я вдруг заметил настоящего павлина. Такого павлина, какие у нас пребывают в зоопарках. Павлин с ярким оперением и пронзительным голосом. Я произвел эксперимент. Прошел в одном метре мимо него. Но тот даже не вздрогнул.

В тот вечер жара неожиданно сменилась ветром, набежали тучи, начал накрапывать дождь. Я зашел в кафе, поужинал среди толпы молодых римлян и поехал в хостел. Мне надо было отдохнуть, выспаться и набраться сил перед дорогой.

В комнате хостела ещё никого из соседей не было. Гости любят вечерний Рим. Я взял ключ, занял верхнюю кровать у окна, растянулся на свежем белье, наслаждаясь тишиной.

Александр Владимирович

786


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95